Получи документы

Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками

Светлана Цветкова
Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками

Упражнения с природным материалом

в коррекционной работе с дошкольниками.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от его

сенсомоторного развития. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.

Публикация «Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками» размещена в разделах

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игро-вой форме. Одной из занимательных форм развития мелкой моторики и тактиль-ного восприятия дошкольников являются упражнения с природным материалом.

Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.

С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, чурочками,

желудями, орехами, косточками, камушками и прочим природным материалом.

Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекаты-

вали друг другу и т. д.

Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев своим ароматом,

влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмо

ции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше

собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение, по-буждая тем самым ребенка развивать воображение и творчество.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным

и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становит

ся более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что

так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с природным материалом можно включать как в процесс любо-го занятия, так и в режимные моменты, прогулки, в различные игры.

Используя упражнения с природным материалом мы, тем самым, создаем ус-

ловия для формирования тактильно-двигательного восприятия, так как именно

оно лежит в основе чувственного познания и без него у ребенка не может сложить

ся всестороннее представление об окружающем предметном мире.

На концевых фалангах пальцев и тыльной поверхности кисти находится наи-

большее количество окончаний чувственных нервных волокон, расположенных в

коже и реагирующих на прикосновения к ней. Органом осязания служит рука, а

значит, и основные усилия должны быть направлены на развитие чувствительнос-

ти рецепторов руки.

Для осуществления работы по развитию тактильно-двигательного восприятия

необходима предметно-пространственная среда, включающая необходимые объек

ты. Естественные качества природных материалов позволяют детям не только ос-

воить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Вся работа проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризует-

ся постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесно-

го отчета о свойствах предмета:

1. ощупывание предметов с различной поверхностью (поглаживание, размина

ние, постукивание, сжимание и т. д., обозначение словами свойств предме-

та (мягкий, жесткий, гладкий, шершавый).

2. ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глаза-ми, обозначение словом (табличкой) свойств предмета.

3. ощупывание отдельных предметов с закрытыми глазами, обозначение сло-вом (табличкой) свойств предметов.

4. ощупывание предметов с контрастными поверхностями с закрытыми глаза-ми, обозначение словом (табличкой) свойств предмета.

5. нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств материала (выбор из 2-х предметов).

6. нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств материала (выбор из 3-5 предметов).

Следует учитывать, что «тактильная» среда предполагает развитие тактильной

чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступни ног, спина). Для этого также необходимо специальное оборудование:

«Сенсорная тропа для ног» – это дорожка из ковролина, на которой с помо- щью липучек закреплены разные по фактуре «кочки» : мешочки с разными наполнителями (мелкие камушки, горох; деревянные брусочки, чурочки ит. д) Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, координации движе-ний и профилактика плоскостопия.

Специально подобранные игры на развитие психомоторики (тактильно-дви-

гательное восприятие) :

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (парные предметы – шишки: большая – маленькая;

чурочки: длинная – короткая)

«Узнай фигуру» (на столе геометрические фигуры, в мешочке предметы)

«Отгадай букву, цифру» (палочкой писать на спине, руке)

Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении

необходимо придерживаться следующих правил:

• мыть руки перед игрой;

• следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявле-ний и пр.);

природный материал должен быть чистым, нетравмоопасным.

Упражнения с шишками.

Игры и упражнения с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они

не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальней-шем используются сухие, колючие шишки. Упражнения целесообразно сопрово-ждать речью (короткими стишками или репликами героев из сказок).

На солнечной полянке

В глуши лесной

Нашла я эти шишки.

Пойдем играть со мной.

1. Рассматривание сосновой шишки, определение ее свойств:

С какого дерева шишка? Какая по форме? Какая на ощупь?

На что похожа?

2. Круговые движения шишкой между ладонями. (ребенок выполняет самостоя-

тельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость).

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Малыши довольны.

Л. Орлова.

3. Перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства прият-

ного тепла и легкого покраснения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Л. Орлова.

4. Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочеред-

но правой и левой рукой (ребенок выполняет самостоятельно или вместе с

педагогом, используя прием «рука в руке» (если это необходимо).

Шишку я в руке держу,

То сожму, то разожму.

Поиграю с нею –

Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правую,

Вот сжимаю левую…

Буду шишки я сжимать,

Буду ручки укреплять.

Л. Орлова.

5. Воздействие на кончики пальцев и ладошку кончиками шишки легким

постукиванием и вращательными движениями.

Шишку я на пальчик ставлю

и постукиваю.

На другой переставляю –

поворачиваю.

По всем пальчикам пройду –

Шишечку переверну.

Л. Орлова.

6. Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно (если у ребен-

ка не получается, то сначала это выполняет взрослый, прокатывая шишку по

руке ребенка).

К локотку от ладошки

Шишка катит по дорожке,

А потом обратно,

Весело приятно.

Л. Орлова.

7. Игра «Белки шутят» – перебрасывание шишки друг другу.

Белки с нами шутят,

Шишки в нас кидают.

С белкой поиграем,

Шишки мы поймаем.

Л. Орлова.

8. Перекатывание шишек друг другу (по столу, по ковру, по дорожке).

Перекатят шишки

Друг другу ребятишки.

Мы играем дружно –

Это очень нужно.

Л. Орлова.

9. Игра «Прятки» – в емкость, наполненную шишками спрятать мелкие игрушки,

предметы. Ребенок опускает в нее руку и находит то, что спряталось.

Упражнения с березовыми чурочками и корой.

1. Катание березовой чурочки между ладонями (на первых порах использовать

прием «рука в руке», затем ребенок выполняет самостоятельно).

Березовую чурочку

Я в руках катаю,

С чурочкой березовой

Немного поиграю.

Покатаю медленно,

А затем быстрее,

Березовая чурочка

Ладошки мне согреет.

Снова качу медленно,

А потом быстрее,

У меня ладошки

Становятся сильнее.

Л. Орлова.

2. Легкое постукивание круглым основанием чурочки о ладонь и пальцы.

(выполняет взрослый) :

• по кругу,

• вниз (от кончиков пальцев к запястью,

• вверх (от запястья до кончиков пальцев»,

• по фалангам пальцев, называя каждый палец.

Чурочкой березовой

По пальчикам стучу,

Пальчики и ручку

Укрепить хочу.

Л. Орлова.

3. Прокатывание чурочки до локтя и обратно.

По ручке чурочку качу,

Слова простые ей шепчу:

«Катись, чурочка, быстрей,

Мою ручку разогрей». Л. Орлова.

4. Похлопывание корой ладошек ребенка и предплечья;

Растирание корой ладошек. (сначала делает взрослый ребенку, а затем ребе-

нок выполняет самостоятельно).

Березки добрую кору

В руки смело я беру.

Тру ладошки, локоток,

Начинай и ты, дружок.

Л. Орлова.

Упражнения с ребристыми деревянными палочками

(карандашами).

Для данных игровых упражнений понадобятся ребристые четырех-или

шестигранные палочки длинной 30-35 см., украшенные головками матрешек,

петрушек, животных и т. д. такие дидактические игрушки можно сделать вместе

с ребенком, проявив творчество и фантазию.

Ребенку предлагается покатать между ладонями палочку со словами:

Палочку волшебную

Я в руках кручу.

Красавицу матрешку

Оживить хочу. Л. Орлова.

Упражнения с желудями, каштанами, орехами, горохом

и другими плодами.

Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться:

• удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала;

• перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов;

• доставать мелкие игрушки из ведерка, наполненного плодами;

«купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, горохе, орехах.

В горошке ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю.

Очень нравится ладошкам

Весело играть в горошке.

Л. Орлова.

Публикации по теме:

«Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом» (консультация для родителей и педагогов) Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умения «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат.

Перспективный план кружка по работе с природным и нетрадиционным материалом «Умелые ручки» (для детей 4–6) Перспективный план работы кружка «Умелые ручки». для детей 4-6 лет Воспитатель: Мехоношина В. Ю. Пояснительная записка Программа кружка.

Планирование работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики руки с помощью тестопластики» Тема: «Развитие мелкой моторики руки через использование технологии тестопластики» Цель: - изучить и систематизировать наиболее эффективные.

Развитие конструктивного воображения у детей через работу с природным и бросовым материалом Важную роль я отвожу художественно-продуктивным видам деятельности. Эти виды деятельности обладают широкими возможностями для всестороннего.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР через занятия вышиваниемРазвитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР через занятия вышиванием Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.

Развитие мелкой моторики рук учащихся младших классов коррекционной школы 8 видаРазвитие мелкой моторики рук учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида В начальных классах я большое внимание уделяю общению с учащимися. Мое радостное настроение передается и учащимся. Поэтому я стараюсь сделать.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю вам упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников. С детьми я работа уже много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики через упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками
Опубликовано: 3 октября 2015 в 23:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД