Получи документы

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Анна Пушенкова
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. К сожалению в наше время наблюдается то, что у многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Пятилетние дети держат ложку в кулаке, неправильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут справится с замками, пуговицами. Наблюдается моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики мы ведем работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, специалистами детского сада.

Чтобы привлечь родителей к работе с детьми проводим консультации, мастер-классы, выставки совместных работ.

В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребё нка: пирамидки, мозаики, вкладыши, кубики, трафареты и т. д.

Родители легко могут подобрать материал для развития мелкой моторики из подручных средств (нитки, крупа, бумага, тесто и т. д.) Дети с удовольствием играют с сыпучими материалами, с пуговицами, с пластиковыми пробками, прищепками. Виды работы, выполняемые в домашних условиях:

• перемотка ниток;

• завязывание и развязывание узелков;

• водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья);

• разбор круп

«танцы пальчиками», «хлопанье в ладоши»

• запускание волчков

• рисование красками пальцами рук

• складывание матрёшек

«Письмо на крупе»

• вырезание по контуру

• раскатывание блинчика из теста

• игра «Чудесный мешочек». Дети с удовольствием ощупывают предметы, угадывают их

• Игра «Золушка»

Перед детьми лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, они должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

• Игра «Шагаем в пробках»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

• Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Для этого понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

«Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук

«Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!»

Родители с удовольствием включаются в эту работу. Стоит только удивляться фантазии родителей при выполнении поделок с детьми на конкурс «Умелые ручки» : это и «макаронная» ёлочка, и цветы из салфеток, и вязанные мягкие игрушки.

Только совместная работа педагогов и родителей приведёт к положительному результату.

При подборе игровых упражнений следует учитывать, что

игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка должны строиться на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковая гимнастика, которая сопровождаются весёлыми стихами. Такая гимнастика проводится на фронтальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в режимные моменты.

«Карандаш» Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

«Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

«Стул» Спинка и сиденье, стул на удивленье. (К вертикально поднятой правой ладошке приставить кулачок левой руки, затем поменять руки)

«Кулачок – ладошка» Кулачок – ладошка, Я иду, как кошка. (Руки лежат на столе попеременно сжимать и разжимать пальцы.)

«Двор» Мы построили забор, Это наш с тобою двор. Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей! И калитку – на замок, Чтобы волк войти не смог!

Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья»

Прежде, чем выполнять упражнение, можно повторить с ребёнком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальцами другой, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

«Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.) Вот большой! А это - средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (Поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.) Будем их соединять И движенья выполнять… (Каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому.) Мы рога козы покажем (Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая остальные пальцы: затем поднимаем рога к голове.) И рога оленя даже… (Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем – ушками водить мы будем. (Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.) Чтобы чётко говорить, Надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому.)

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Детям необходимо.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Учеными давно доказано, что движения рук находятся в тесной связи с умственным развитием. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В течение последних лет я работаю над темой «Развитие мелкой моторики у дошкольников». На мой взгляд, эта тема актуальна и современна, так.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатели:.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 марта 2016 в 12:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД