Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений

Ольга Акимова
Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

(В. А. Сухомлинский)

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)

Направление моей работы – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила, что у детей возникают сложности в развитии пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве, поэтому стала уделять большое внимание этому аспекту. Перед собой я ставлю следующие задачи: научить детей правильно держать карандаш; формировать зрительно-моторные координации; развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом; совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие. В своей работе я использую методику по развитию мелкой моторики и графических навыков Г. В. Беззубцевой; методику подготовки дошкольников к обучению письму С. О. Филипповой; методику развития мелкой моторики и координации движений у детей Гавриной С. Е. ; методику развития мелкой моторики, глазомера и координации движений Т. А. Воробьевой, Т. В. Гузенко.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений» размещена в разделах

Практическое применение теоретического материала реализую на занятиях с детьми аппликацией, рисованием разными техниками (карандашами, кистью, пальчиками, штампами, тычками, пластилином, с помощью трафаретов, конструированием, в физминутках и пальчиковой гимнастике; учу детей овладевать штриховкой, предлагаю макеты для шнуровки, для составления узоров нитью на гвоздиках (графика, игры для развития сенсомоторных навыков и координации движений («Радужные бусы», «Сделай так же», «Сделай сам», «Определи на ощупь», игры для конструирования на фланелеграфе («Составь букет», «Юный архитектор», игры с пинцетом для формирования и закрепления пинцетного захвата пальцев («Мозаика», «Разбери по цветам», «Золушка»). Дети с удовольствием играют в настольный, пальчиковый театр, театр теней, игры с пуговицами, крупами, прищепками.

Все мы знаем как важно развитие мелкой моторики рук для детей. Развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Считается, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения ребё нком:

• изобразительных умений;

• музыкально – исполнительских умений;

• конструктивных умений;

• трудовых умений;

• овладения родным языком;

развития первоначальных навыков письма.

В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они часто отказываются от любимых детьми лепки и аппликации, так как не успевают за другими ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Отмечу также, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце.

В детском саду мы с детьми применяем Су-Джок терапию (направление восточной медицины, где особое внимание отводится воздействию на активные (аккупунктурные) точки, которые находятся на кистях рук, используя специальные массажоры ( он представляет 2 части: мяч-ежик с колючими иглами и 2 колечка для массажа каждого пальца). Воздействуя на рефлекторные зоны можно передавать информацию всему организму и лечить все тело, активизируя механизмы самовостановления организма. Также применяем различные виды массажа рук, в т. ч. самомассаж зубной щеткой, резиновыми мячами и кольцами с разной рельефной поверхностью, карандашом с гранями, грецкими орехами, каштанами, сосновыми шишками.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковая гимнастика и игры на координацию движений. Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т. д. В группе имеется большая картотека таких игр, дети сами обыгрывают знакомые сюжеты, используя наглядные картинки-подсказки в карточках. Таким образом, пальчиковая гимнастика и игры на развитие координации движений не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, в результате чего развивается :

• сила и ловкость руки;

• переключаемость с одного вида движений на другой;

• внимание ;

• глазомер и зрительная память;

• усидчивость и аккуратность;

• фантазия и образное мышление;

• подготовка руки к письму

Приведу несколько примеров упражнений, развивающих мелкую моторику рук и координацию движений, которые я использую в работе с детьми и советую родителям выполнять их дома со своими детьми:

• Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

• Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика двумя пальцами поочередно; сжимание поролонового шарика между напряженными ладонями.

• Рисование геометрических фигур обеими руками одновременно, усложнение – различных фигур одновременно, напр., правой – квадрат, левой – треугольник, различное направление штриховки (правой – вертикально, левой – горизонтально).

• Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диаметр 2-3см.) при неподвижно зафиксированной кисти, тем самым ограничивая движения кисти работающей руки.

• Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, а ребенок воспроизводит обеими одновременно. Сначала задействуются только указательные и средние пальцы, затем к ним присоединяются безымянные, а лишь потом большие и мизинцы. На логопедических занятиях можно в том же ритме проговаривать слоги на отработанные звуки.

• Выполнение графических диктантов по клеткам (по словесной инструкции, или по инструкции, поданной в кодовой системе, например, один удар правой рукой - 1 клетка вправо; один удар левой рукой – 1 клетка влево; один удар обеими руками – 1 клетка вверх; два удара обеими руками – 1 клетка вниз).

В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Ладушки» и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий, и тонизирующий массаж на акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение ребенка и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале забав.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности (опыт работы) .

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и координации речи с движением «На самолете» (р/у) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши 5 раз) Будем острова искать (посмотреть из-под ладони) В самолете мы летим,.

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Игры на развитие координации и точности движений и отработки правильного нажима. "Видно -не видно. " Материал:большой лист бумаги, разделенный на две части в каждом один и тот же городской пейзаж, увиденный из окна; белая.

Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Подготовил воспитатель 1кв. категории МБДОУ ЦРР "Россиянка».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать,.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3–4 лет с помощью различных видов деятельности Бусы Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены.

Развитие мелкой моторики у детейРазвитие мелкой моторики у детей В своей работе с детьми большое внимания стараюсь уделять развитию мелкой моторики. Полностью поддерживаю такое изречение как " Речь живет.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 22:40
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД