Получи документы

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Татьяна Владимировна Горбатовская
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Справка по результатам работы с детьми по теме

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

средствами изобразительного искусства».

2015 – 2016 уч. год

Воспитатель: Горбатовская Т. В.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» размещена в разделах

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является также главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Наблюдая за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. В группу пришли дети "домашние", у них не были сформированы навыки самообслуживания.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет). В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно с помощью родителей. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Поэтому игровые уголки в группе расположены так, чтобы машины из «гаража» не проезжали через “жилую комнату”. Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

• зона изодеятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина и другое).

• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

В работе использую разнообразные игрушки и игровые пособия. Игрушка является неотъемлемой частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Например, игровое пособие «Совунья» для детей раннего и младшего дошкольного возраста является незаменимым помощником, как для педагогов, так и родителей, так как позволяет занять ребёнка полезным развивающим делом – игрой. Также этой цели отвечает методическое пособие «Умный мышонок».

Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу родительские собрания и консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?», «Вместо кисти – ладошка», «Возможности пальчикового рисования», оформление папок - передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение центра искусства бросовым материалом, выставки детского творчества и др.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами для детей, в моей работе, были:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение;

• яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:

систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно.

все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат;

если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера.

Для развития моторики рук использую следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы,

мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание) аппликация, лепка.

Работа включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Используются различные по фактуре материалы (бумага, крупы, пуговицы и др.) Форма работы: как с подгруппами, так и индивидуально.

Основные направления работы с детьми

1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

2. Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена и т. д.).

3. Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки)

4. Игры с нитками, проволокой, шнурами (наматывание и разматывание на катушку, выкладывание «узоров»)

5. Работа с бумагой, салфетками, ватой (складывание, обрывание, вырезание, сминание и разглаживание, выкладывание «узоров», скатывание).

6. Работа с карандашом (произвольное рисование, рисование горизонтальных и вертикальных штрихов, кривых и закруглённых линий, крест по образцу, обведение лекал с последующей штриховкой)

7. Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками (Нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь)

8. Собирание пирамидок, матрёшек, мозаик

9. Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров (мелкие предметы, игра с набором мелких фигурок для развития тактильного восприятия

10. Изготовление бус

11. Запуск пальцами мелких волчков, заводных игрушек

12. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.

Проведенная работа показала, что использование средств изобразительного искусства в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста является эффективным.

Работа над развитием мелкой моторики у детей дает положительные результаты: у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальцами различные упражнения, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. А кисти рук в это время приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук в непосредственную образовательную деятельность играет положительную роль в развитии ребенка. В группе созданы условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. Это позволяет регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, дает возможность для совершенствования психических процессов, которые тесно связаны с речью.

В ходе проделанной работы дети научились:

- координировать движения пальцев рук, глаза;

- правильно держать карандаш и кисть;

- скатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, делать пальцами разнообразные углубления, плотно прижимать части друг к другу;

- использовать природный/бросовый материал для создания образа;

- свободно ориентироваться на листе бумаги.

В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Прикреплённые файлы:

melkaja-motorika_r37qv.pptx | 6957,93 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Работа по развитию движения рук в нашей младшей группе проводиться каждый день. Все задания приносят детям радость, удовольствие. А чтобы.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Земляничка» ул. 40 лет Октября, д. 7а, г. Кстово Нижегородской.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Добрый день Здравствуйте уважаемые коллеги. Слайд1 Я, Киселева Татьяна Васильевна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад № 17 «Золушка».

Нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна. "Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский Актуальность.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика рук – это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук, в результате скоординированных действий различных.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Тема по самообразованию «Источники способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источники творческой.

Развитие мелкой моторики рук у воспитанников младшего дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
Опубликовано: 18 мая 2017 в 11:14
+164Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД