Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики: тесты для детей дошкольного возраста

Ирина Абрамова
Развитие мелкой моторики: тесты для детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики: тесты для детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторике выражается в способности ребёнка выполнять точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Публикация «Развитие мелкой моторики: тесты для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Развивать необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений. Но вначале нужно узнать возможности ребёнка на начальном этапе.

Диагностика развития мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу:

• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"

• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"

• 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Задание №2

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:

• с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"

• открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

Перенос позы с выключением зрительного анализатора:

• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результата воспитателем.

(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

= – 1 балл – ребенок справился с заданием

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются.

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев:

• «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

• «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

• «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

• «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

• Дорисуй прямую линию;

• Дорисуй волнистую линию;

• Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

• Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

• Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

• «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;•

• Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);•

• Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;

(-) – 0 баллов – с заданием не справился;

(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2 - балла и ниже – низкий уровень;

2-2,5 баллов – средний уровень;

3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Литература:

Интернет ресурсы:

https://pandia.ru/text/80/406/1516.php

https://урок. рф/library/statya_kak_i_zachem_razvivat_melkuyu_motoriku_u_dosh_201759.html

http://www.openclass.ru/node/430533

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Рекомендации для родителей на тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»Мелкая моторика – это способность человеком,.

Развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста». воспитатель МБДОУ № 37 Болсуновская С. В. Красноярск.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста" «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Цель:Создать условия для развития мелкой моторики, координации движений.

Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Ученые, занимающиеся исследованием головного мозга - нейробиологи и психологи, которые изучают психическое развитие, давно доказали взаимосвязь.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Развитие мелкой моторики рук у дошкольников. “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности.

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Уровень развития движений.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики: тесты для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2019 в 22:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД