Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

Компанеец Олеся Николаевна
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР

Проблема развития мелкой моторики является значимой и актуальной. Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подготовит ребенка к школе. В последнее время в ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В речевые группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. В настоящее время в мою речевую группу входят дети с ОНР. У которых нарушены – психические процессы, речевое развитие, моторика. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших по-лушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР» размещена в разделах

В прошлом учебном году мною проводилась диагностика развития мел-кой моторики, где я увидела какие трудности испытывают дети с речевым нарушением.

В начале учебного года дети имели в основном низкий уровень развития мелкой моторики и графомоторного навыка, что показывает низкий уровень развития речи. К концу года уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи повысился с низкого до среднего, со среднего до высокого.

1 застегивать пуговицы, крючки,

2 завязывать узлы, банты

3 обведение контуров мелких фигур, трафаретов

4 составление фигурок из мозаики

5 вырезание ножницами мелких фигурок из бумаги

6 штриховка, раскрашивание

Проведенная диагностики в 2012 учебном году позволила проанализировать уровень развития мелкой моторики. На данный момент у детей с ОНР слабо развита мелкая моторика (вырезание ножницами, штриховка, раскрашивание, застегивание крючков, пуговиц, молний и т. д., что показывает низкий уровень развития речи.

Рациональным способом решения проблемы станет включение в учебный процесс дошкольного образовательного учреждения проект «Волшебные пальчики», призванного сформировать навыки мелкой моторики, способствующие развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с детьми над развитием мелкой моторики, следует помнить, что эта работа связана с развитием речи, сенсорики, творческих способностей и психических процессов. Дети расширяют свои знания о цвете, форме, размере, а также расширяют словарный запас.

По результатам диагностики в работе с детьми я определила цель и за-дачи. Цель проекта: развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в разнообразных видах деятельности.

Поставив перед собой цель и задачи, занялась подбором материала, в частности поиском всевозможных пальчиковых игр и упражнений посте-пенно формируя игротеку, в которую входят:

1 Игры с пальчиками.

"Пальчиковые игры с палочками и спичками.

Пальчиковые игры со скороговорками,

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковый алфавит.

Рисование красками различными способами: кистью, пальцами, ла-дошками.

2 Ручной труд

Лепка с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т. д.

Лепка из соленого теста.

Аппликация (мозаичная, обрыванием, листьев, ваты и др.).

Конструирование из бумаги - оригами.

Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т. д.

3 Развитие графической моторики.

Рисование по трафаретам.

Штриховка.

Раскрашивание.

Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Работа в альбомах по обучению грамоте.

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, через пальчиковые игры и упражнения в разнообразных видах деятельности.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являют-ся «пальчиковые игры» и упражнения. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В своей практике широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Дети с удовольствием работают с мозаикой, со спичками, с косточками, с пазлами. Лепят из пластилина, соленого теста. В течение всего года ребята с большим интересом выкладывают бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штрихуют и раскрашивают, обводят трафареты, рисуют на песке. Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Работа в данном направлении будет эффективна только в том случае, если в ней примут активное участие воспитатели, родители.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй и педагогами развить мелкую моторику с помощью разнообразных методов (наглядный, словесный, практический) и приемов (образец речи педагога, исправление дефектной речи, вопросы, речевые пояснения к действиям) обучения, создать условия для накопления ребенком опыта ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

В результате реализации проекта предполагается, что у участников проекта сформируются умения и навыки по развитию мелкой моторики, умение применять полученные знания в практической деятельности, подготовится рука к письму.

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном

образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками)Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками) Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 18:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД