Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Елена Козенкова
Развитие мелкой моторики у дошкольников

Развитие мелкой моторики у дошкольников.

Как обеспечить полноценное развитие ребёнка? Этот вопрос волнует в равной мере и родителей, и педагогов. Издавна известно, что развитие руки ребёнка очень тесно с развитием речи и мышления. Недаром Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки», «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Развитие  мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду скоординированные точные движения пальцами рук.  Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостаточное развитие этих составляющих может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Именно поэтому у дошкольников важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 67 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Следовательно, развивать   мелкую моторику нужно начинать задолго до поступления в школу, с самого раннего детства.

С младенческого возраста можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками и стихами, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.  И, конечно, в старшем дошкольном возрасте должна проводиться работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, как часть подготовки к школе.

Существует достаточно большой спектр упражнений и игр для развития мелкой моторики у детей.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Рвать бумагу.

Развертывать «сюрпризы» (предметы, завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

Пересыпать крупу - ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

Учиться собирать губкой воду со стола и выжимать её.

Игры с песком - учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.

Игры с прищепками.

Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды

Переливать воду стаканчиками (например, во время купания).

Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.

Учиться открывать и закрывать баночки с крышечками.

Маленькие резиночки - учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки.

«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках.

Массировать пальчики массажным мячиком.

Игра с пуговицами, камушками, бусинами и т. п. (обязательно под присмотром взрослых).

Застегивать-расстегивать липучки на обуви или одежде.

Конструкторы являются прекрасным инструментом для развития детских пальчиков. В наборах по типу «Лего» ребенку приходится соединять мелкие детали, для этого нужна сила и хорошая координация движений. Не менее полезны и «железные» конструкторы, где есть масса винтиков, гаечек, которые нужно закручивать, чтоб соединить детали.

Мозаики. Сейчас немного подзабыта такая полезная игра, как мозаика. А ведь она не только требует определенных навыков, чтобы справляться с мелкими деталями, но и развивает фантазию, образное мышление, внимание и усидчивость.  

Зато сейчас промышленность предлагает в изобилии наборы для творчества. Необходимость нанизывать бусины, крепить бисер, блестки или другие мелкие детали, выкладывать рисунок песком, солью, рисовать витражными красками, плести косички, завязывать узелки - все это большой плюс для развития моторики рук.

 Лепка - одно из самых полезных и интересных занятий для ребенка. Можно начинать со специальных мягких смесей или с соленого теста. Позже, когда пальчики окрепнуть переходить на обычный пластилин. Раскатывайте колбаски, мелкие и крупные шарики, лепите фигурки животных, предметы, делайте картины из пластилина, - главное, чтобы ребенку было весело и интересно.  

Аппликация. Помимо всем знакомой аппликации из бумаги, есть еще масса других вариантов. Можно сооружать картины или объемные фигуры из различных материалов: круп, семечек, сушеных листьев, желудей, каштанов, мятых салфеток, ваты, макарон.  

Пальчиковая гимнастика.

Приступая к пальчиковым играм, следует помнить что

- выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой, 

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, 

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.  Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша, 

- нельзя ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст,т. к. объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре, 

- необходимо стимулировать подпевание детей, "не замечать", если они поначалу делают что-то неправильно, поощрять успехи.  

Вот несколько пальчиковых игр.

Апельсин

Мы делили апельсин 

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает) 

Много нас, а он – один.  

Эта долька – для ежа, 

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) 

Эта долька – для чижа, 

Эта долька – для котят, 

Эта долька - для утят, 

Эта долька - для бобра, 

А для волка – кожура! 

(встряхиваем обе кисти) 

Гости

К Кате гости прибежали, 

(бежим пальчиками по столу или по полу) 

Все друг другу руки жали.  

Здравствуй Жора, 

(соединяем большой и указательные пальчики) 

Здравствуй Жанна, (большой и средний) 

Рад Серёжа (большой и безымянный) 

Рада Снежана. (большой и мизинец) 

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе) 

Может коржик, (показываем 2 открытые ладошки) 

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку) 

Вот драже вам на дорожку,

(пальчиком тычем в открытую ладошку) 

Вы берите понемножку.  

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) 

Все стряхнули быстро крошки, 

И захлопали в ладошки

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.  (стучат кулачками)

Молоточки стучат, строят домик для зайчат - 

Вот с такою крышей, (ладошки над головой) 

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек) 

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) 

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом) 

И вот с таким замком! (сцепили ручки) 

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) 

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа) 

Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба) 

А мы его - хлоп (ладошкой до лба) 

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху) 

Отпустим комара? Отпустим! 

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Систематически используя игры и упражнения для развития  мелкой моторики рук, вы добьетесь значительных результатов в интеллектуальном и речевом развитии ребенка.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук средствами нетрадиционной техники рисования у дошкольников «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,.

«Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи в образовательной деятельности» Методическая рекомендация для педагогов. В работу над развитием мелкой моторики с детьми необходимо включать пальчиковую зарядку. Дети ее.

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при.

Развитие мелкой моторики у дошкольников А знаете ли вы, что… Учёные, изучающие, деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Консультация Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников с помощью авторских пособий Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Ученые давно установили, что развитие речи находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев. Поэтому развитию мелкой моторики у.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» "Наша речь находится на кончиках пальцев" Это выражение является крылатым в работе учителя-логопеда при развитии мелкой моторики. Современные.

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством бисероплетения История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных.

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 18:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД