Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

наталья кариева
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.

Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму» размещена в разделах

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) .

Мелкая моторика – основа развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

Причины затруднения на письме :

Психологические особенности детей :

- Слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают;

-Несовершенна координация движений;

-Не закончено окостенение запястий и флангов пальцев;

-Несформированность зрительных и двигательных анализаторов

Процесс освоения письма – трудный так как :

- Формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма

- Формируются графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д. ;

- Формируются орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Упражнения, которые развивают мелкую моторику :

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.

3. Занятия с пластилином.

4. Шнуровки. Застёжки.

5. Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

6. Игры с мозаикой. Пазлы.

7. Вырезание ножницами.

8. Рисование различными материалами - ручкой, простым и цветным карандашом, мелом, акварелью и т. д.

9. Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.

10. Графические упражнения. Штриховка.

11. Раскрашивание раскрасок.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой вид деятельнлсти вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики.

Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе «телесных координат», научиться управлять своим телом.

Это предотвращает возможность возникновения неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Занятия «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. Этот приём не только развивает глазомер, укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.

Мозаика, пазлы, лего. Такие игры развивают, прежде всего, мелкую моторику, пространственное мышление, а также внимательность, фантазию и тренируют глазомер.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Детям предлагается: — сортировать, — угадывать с закрытыми глазами, — катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т. д.

Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.

Шнуровки, пуговицы, резинки. Давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.

Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Игры с прищепками развивают мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата.

Игры с клубком ниток учат детей концентрироваться, сосредоточиваться, стремиться закончить работу, тренирует выдержку и усидчивость.

Работа с ножницами. Это прекрасное упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой мускулатуры руки и ее расслабления.

Процесс работы с пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки у детей позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Публикации по теме:

«Методы подготовки руки детей дошкольного возраста к письму». Конспект родительского собрания. Подготовительная группа Родительское собрание. Тема: «Методы подготовки руки детей дошкольного возраста к письму» Форма проведения: семинар- практикум. Предварительная.

Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму) Актуальность. «Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень предотвращает.

Развитие мелкой моторики как средство подготовки дошкольника к письму Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих.

Развитие мелкой моторики кисти руки Развитие мелкой моторики кисти руки. Рабочая программа для детей 5–7 лет с ОВЗ. Авторы:воспитатели ВКК Г. В. Пидусова - Т. В. Проскурякова.

Развитие мелкой моторики руки у дошкольников (методические рекомендации) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27 «Зарничка» г. Южно-Сахалинск.

Развитие у дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности, подготовки руки к письму, обучение основам грамоты 1 слайд -Цель: формирование у детей общей культур, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к рисованию и письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Совершенствование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики руки при подготовке ее к письму Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие точные двигательные акты, как письмо,.

Влияние развития мелкой моторики руки на познавательное развитие дошкольника (на примере лепки). Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 19:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД