Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»

ольга корпусова
Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»

Тема: Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Картина «Помощь зимующим птицам»

Программные задачи:

* Продолжать учить детей составлению монолога смешанного типа по сюжетной картине (повествование с элементами описания).

* Учить придумывать начало к рассказу, предшествующее сюжету картины и конец, используя схемы. Закреплять понимание того о чём можно говорить В каждой структурной части рассказа (в начале, середине, конце).

* Учить образовывать сложноподчиненные предложения, осложнённые двумя придаточными.

* Продолжать учить пользоваться в речи прямыми (птица - пташка - пичужка) и контекстуальными синонимами (птицы - пернатые друзья; дятел - лесной доктор). Употреблять в рассказе существительные, глаголы и прилагательные подходящие к

контексту высказывания.

* Продолжать учить образовывать слова приставочным способом (подлетела, облетела, перелетела, вылетела, слетела, улетела).

* Воспитывать желание заботиться о птицах. Развивать умение слушать и анализировать рассказ товарища, обращая внимание на средства выразительности.

Конспект занятия. (Старшая группа).

В.: - Ребята, хотите узнать что изображено на этих картинках? /Дa/

- Для этого надо отгадать загадки.

Загадка 1. «Бел как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, в землю убежал».

/Снег/ открывается картинка.

Загадка 2. «И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт»,

/Иней/ открывается картинка.

Загадка 3. «Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо! За окошком

двор исчез. Там волшебный вырос лес».

/Морозный узор/ открывается картинка.

В.: - О каком времени года эти загадки? /0 зиме/.

Вы любите зиму?

За что вы любите зиму? / я люблю зиму, потому что. /

А как вы думаете, все ли рады зиме? /Голодно и холодно животным. Холодно людям работающим на улице. Трудно чистить дороги, если много снега и т. д. !

Как мы помогаем птицам? /Сделали кормушки, развесили их на участке детского сада. Насыпаем корм. Чистим кормушки от снега.!

Ребята, я сегодня увидела, что у малышей на участке нет кормушек для птиц.

Как мы их можем научиться заботиться о птицах? /Можно рассказать,

что птицам надо помогать зимой. Рассказать, что они любят клевать. Показать, как и из

чего сделать кормушки. Показать наши кормушки. /

Дети, а ещё мы можем составить рассказ по картине о том, как люди

заботятся о птицах и рассказать его малышам.

Выставляется картина.

В.: - Скажите, о чём эта картина? /Эта картина о том, как люди заботятся о птицах. !

Ребята, у меня тоже есть кормушка, но её занесло снегом. Чтобы

расчистить кормушку от снега, надо придумать красивые слова. Кто

придумает слово - уберёт одну снежинку. / снежинки дети кладут себе на стол/

Какои выдался день?/тихий, пасмурный, морозный, холодный

Как можно назвать место, где находятся взрослые и дети? /парк, сквер, роща, аллея/

А ещё можно сказать "птичий городок".

Как по-другому можно сказать о птицах? /птички, птахи, пичужки, пернатые друзья/.

А как по-другому можно назвать дятла? /лесной Доктор/

Посмотрите на синиц. Скажите, какие они? /шустрые, пугливые, весёлые,

дружные/

Люди кормят птиц. Как можно сказать о таких людях? Какие они? /добрые,

заботливые, участливые, внимательные/

Молодцы, много красивых слов придумали и помогли расчистить кормушку от снега.

В.: А вот и птички к вам прилетели! (Дети подходят к столам, где лежат листы нарисованными деревьями и стоят пластилиновые птички. Воспитатель ставит там же кормушку.)

Возьмите птичек Я буду у вас спрашивать что делает птица, а вы отвечать

и показывать.

Птица к дереву что сделала? /подлетела/ дети имитируют действия птицы.

Птичка вокруг дерева что сделала? /облетела/ имитация движения птицы.

Пичужка с ветки на ветку что сделала? /перелетела/ имитация движения птицы

Птаха из кормушки что сделала? /вылетела/ имитация движения птицы

С ветки пташка что сделала? /слетела/ имитация движения птицы

Наевшись, птичка что сделала? /улетела/ имитация движения птицы.

В.: - Молодцы, вы правильно сказали о том, что делала птица. Посадите

пташек на кормушку и возвращайтесь на сои места.

Воспитатель выставляет схему «Волшебная дверь».

- Посмотрите, это волшебная дверь. Закройте глаза и представьте, что мы

открыли её и вошли в картину. Откройте глаза. Осмотритесь вокруг. Кто

движется?

/Поползни бегают по стволу, разыскивая свои припасы. Лесной доктор добывает

насекомых-вредителей из -под коры. Важные голуби и весёлые воробьи клюют корм прямо

на снегу. Много шустрых синичек слетелось на кормушки. / Если дети затрудняются или

упустили что-либо, воспитатель помогает вопросами (Что делают поползни? и т. д.)

В.: - Закроем дверь и вернёмся в группу.

В.: - Как вы думаете, как появился в парке «птичий городок»?

Варианты:

1)Парк находится рядом с многоэтажными домами. когда наступила морозная зима, люди развесили кормушки, чтобы помочь пернатым

друзьям в голодное время. (выставляется схема)

2) Рядом с парком находится школа. Школьники сделали кормушки и развесили в парке. (Выставляется схема)

3)Рядом с парком находится детский сад. Воспитатели с детьми сделали кормушки и развесили в парке. (выставляется схема)

В.: - Чтобы рассказ получился интересным, поучимся строить красивые предложения.

Что делает белочка? /Белочка спустилась с дерева, чтобы взять орешек. /

Сейчас мы это предложение увеличим, сделаем его ещё красивее.

Белочка спустилась с дерева, чтобы взять орешек, который мальчик держит

где? /в руке/. Послушайте какое предложение получилось: Белочка

спустилась с дерева, чтобы взять орешек, который мальчик держит вруке.

Давайте повторим это предложение вместе. Кто повторит?

Не забудьте употребить это предложение в своём рассказе.

ФИЗМИНУТКА

В.: - ПРОДОЛЖИМ работу над рассказом.

Давайте вспомним, о чем надо рассказывать в каждой части рассказа

в начале мы расскажем о том, как появился «птичий городок» (Мы уже об

этом с вами говорили) Помогут вам схемы.

l-ая схема (многоэт. дома и люди)

2-ая схема (д/с и восп. с детьми)

3-ья схема (школа и ученики)

о чём мы расскажем в середине? /Подробно, что происходит в парке/

О чём мы расскажем в конце? Как закончим рассказ? Нам опять помогут

схемы.

l-ая схема (почему птицам хорошо живётся рядом С людьми)

2-ая схема (За что я люблю птиц)

3-ья схема (Прилетят ли птицы ещё в этот парк)

- Посмотрите на схемы. Как будет закончен рассказ в этом случае. в этом.

в этом.

В.: - А теперь давайте составим рассказ о том как люди заботятся о птицах,

чтобы научить малышей помогать птичкам.

Кто начнёт рассказ?

Кто продолжит? /Воспитатель помогает /

Кто закончит рассказ (в. анализирует ответы детей).

Кто хочет рассказать весь рассказ?

Вам понравился рассказ Ани? Чем понравился?

У нас получился красивый рассказ. После тихого часа, мы пойдём к

малышам и расскажем им как надо заботиться о птицах зимой.

Учебно-наглядные пособия для детского сада. Авторы: С. Н. Николаева,С. Н Машкова.

Художник Б. Л Игнатьев.

Картина «Помощь зимующим птицам».

Среди многоэтажных домов находился парк. Там поселилось много птиц. Когда наступила морозная зима, люди развесили кормушки, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.

Морозным, пасмурным днём взрослые и дети пришли в птичий

городок, чтобы покормить птиц. Много шустрых синичек слетелось на

кормушку. Поползни бегают по стволу, разыскивая свои припасы. Лесной

доктор добывает насекомых-вредителей из-под коры. Важные голуби и

весёлые воробьи клюютют крошки прямо на снегу. Белочка спустилась с

дерева, чтобы взять орех, который мальчик держит в руке. Птицы

привыкли к добрым людям, поэтому даже пугливая синица клюёт корм с ладошки у девочки.

Птичкам хорошо живётся в этом парке, потому что заботливые люди кормят их.

Вариант ы начала рассказа:

1. Рядом с парком находился детский сад. Ребята из детского сада

часто ходили на прогулку в парк. Там поселилось много птиц. Когда

наступила морозная зима, воспитатели вместе с детьми развесили

кормушки, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.

2. Рядом с парком, где поселилось много птиц, находилась школа.

Когда наступила морозная зима, школьники сделали и развесили

кормушки на деревьях, чтобы помочь пернатым друзьям в голодное время.

Варианты завершения рассказа:

1. Я думаю, птички всегда будут возвращаться в эту рощу (парк,

потому что чуткие люди заботятся о них.

2. Мне радостно, что птиц не оставили в беде. Я их очень люблю!

Весной они поют красивые песни, а летом защищают растения от вредителей.

Публикации по теме:

«Живая картина»«Живая картина» Хочу представить вам мою работу "Живая картина". Эта работа направленна на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, сенсорного.

Контроль в ДОУ Схемы:«Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»,«Анализ занятия по пересказу»,«Анализ занятия по обучению.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Зима
Автор публикации:
Развитие монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине. Картина «Помощь зимующим птицам»
Опубликовано: 25 сентября 2012 в 16:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...