Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению

Любовь Лобода
Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению

Поступление в школу - это очень важный шаг в жизни каждого ребенка и, конечно же, его родителей. Успехи в учёбе, в адаптация к школе, к новым условиям, к новым отношениям с людьми во многом зависят от психологической и мотивационной готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных к школе групп нашего детского сада стоит тяжелая задача - развить у детей интерес к школе, положительное отношение к школе, а так же развить у детей желание учиться.

Насколько сформирована психологическая готовность ребенка к обучению в школе зависит от воспитания и обучения дошкольников в детском саду и конечно в семье. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации к новым условиям и правилам, которые диктует школа, его учебные успехи и его психологическое самочувствие.

Что же подразумевается под «школьной готовностью»? «Школьную готовность» составляют мотивационная, личностная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность, высокий уровень зрительно-моторной координации, а психологическая готовность означает наличие у ребёнка определенных предпосылок к обучению в школе. Другими словами: ребёнок может и хочет учиться в школе.

Практика показывает, что многих дошкольников, школа привлекает лишь внешними аксессуарами, таким как школьные принадлежности, портфель, школьная жизнь, желанием сменить обстановку. А для нас важно, чтобы школа привлекала ребенка главной её деятельностью, такой как — учение.

Что же такое «мотивация» - это мотивы, которые побуждают к деятельности, вызывают активность и определяющие её направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определёнными мотивами.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка наблюдается резкое развитие познавательных мотивов, которые связанны с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Любопытство и любознательность являются основой для формирования мотивов учебной деятельности, которые связаны со стремлением к узнаванию нового. Чтобы это стремление к узнаванию нового не пропало:

- необходимо педагогам и родителям использовать в своей работе мотивы и стимулы в виде побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового;

- взрослые должны серьёзно относиться к вопросам детей, отвечать на вопросы, не высмеивая детей, побуждать детей к новым вопросам.

- ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться, решать учебные задачи, понимать их содержание. Наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников - собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.

Достаточно сильные и устойчивые мотивы учения могут побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почётное в глазах ребёнка положение школьника и, с другой стороны развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающееся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое.

Таким образом, психолого-педагогическая работа по формированию мотивационной готовности ребёнка к школе способствует изменению компонентов внутренней позиции школьника и адекватных мотивов учения.

Тема моей работы по самообразованию является Формирование мотивационной и личностной готовности к школьному обучению и поэтому, работая с детьми по подготовке к школьному обучению, мы с воспитателями подготовительных к школе групп большое внимание уделяем мотивационной готовности.

В начале учебного года в детском саду мною проводится диагностика мотивационной готовности к школьному обучению по методике А. Л. Венгера, целью данной диагностики является выявление у детей внутренней позиции к школьному обучению и оказания помощи по формированию мотивационной готовности.

И к сожаленью результаты диагностики показывают, что не у всех детей сформирована мотивационная готовность к школьному обучению.

Для того, что бы помочь детям сформировать внутреннею позицию к школьному обучению, мы совместно с воспитателями организовали работу клуба для родителей, который называется «Будущий первоклассник». Цель клуба - это помощь в успешной адаптации, будущим первоклассникам, их родителям или (законным представителям).

План психолого-педагогической работы с детьми по формированию

мотивационной и личностной сферы.

Сентябрь

1. День знаний.

Интегрированное развлечение «Как Буратино в школу ходил».

Цель: Сформировать желание идти в школу. Вызвать положительные эмоции.

Октябрь

Диагностика мотивационной готовности. А. Л. Венгера «Изучение внутренней позиции до школьника»

Цель:Выявление внутренней позиции детей к школьному обучению

Ноябрь

1. Презентация «Маша идет в школу»

2. Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель:Формировать представления детей о школе, о школьной библиотеке.

Познакомить детей с правилами поведения в школе.

Декабрь

Беседы о профессии учителя.

Цель:Вызывать чувство доверия к учителю

Январь

Вечер загадок и стихотворений на тему Школа.

Цель:Воспитывать интерес к школьной жизни.

Вызывать положительные эмоции у детей.

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Цель: Вызывать интерес к обучению, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Март

Выставка рисунков на тему «Я и школа»

Цель:Развивать фантазию и творчество детей.

Апрель

Диагностика мотивационной готовности. А. Л. Венгера «Изучение внутренней позиции до школьника» 2 этап.

Цель:Выявление внутренней позиции детей к школьному обучению

Май

Выпускной вечер «Досвидания детский сад»

Цель:Создание праздничного настроения, сформировать эмоциональный настрой, развивать желание идти в школу

Родители будущих первоклассников, очень заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Поэтому, педагоги нашего детского сада, проводят работу с родителями.

Психолого-педагогическая работа с родителями будущих первоклассников.

Октябрь

Родительское собрание. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Результаты диагностического обследования детей.

Цель: Настроить родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.

Ноябрь

Клуб «Будущий первоклассник»:

Цель:Вызывать у родителей положительные эмоции.

В течении года

Оформление

информационного стенда для родителей.

Консультация для родителей:

Скоро в школу.

Цель:Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу подготовки детей в школу.

Декабрь

Тестирование родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу»

Цель: Выявить насколько родители готовы к поступлению в школу своего ребенка

В течении года.

Индивидуальные консультации по теме «Мотивационная готовность к обучению в школе».

Цуль:Дать родителям советы, рекомендации по подготовке детей к школе.

Январь

Клуб «Будущий первоклассник».

Цель:Вызывать у родителей положительные эмоции.

Настроить родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.

Февраль

Открытое интегрированное занятие с детьми «Путешествие в школу».

Цель: Показать родителям на коком уровне сформирована у детей мотивационная готовность к школьному обучению

Апрель

Клуб «Будущий первоклассник».

Цель:Продолжать вызывать у родителей положительные эмоции.

Продолжать настраивать родителей на то, что их ребёнок будущий первоклассник.

В конце учебного года необходимо провести повторную диагностику детей, для сравнения диагностических данных и проанализировать всю работу по данному направлению.

Используемая литература

1. Ермолаева М. В. Психология развития. -М.: НПО «МОДЭК», 2003.-376 с.

2. Кулаковская В. И. В школу с радостью // Ребёнок в детском саду. - 2009.-№2.- с. 82

3. Кулаковская В. И В школу с радостью // Ребёнок в детском саду. -2009.-№3.- с. 86

4. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Linka-press, 1997

5. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.- 453 с.

Публикации по теме:

Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Работа с родителями. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Поступление в школу- очень важный момент в жизни ребёнка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие мотивационной и личностной готовности к школьному обучению
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 13:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....