Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Наталья Рощина
Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: Развитие музыкально - ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе.

Проблема: Особенности развития музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи.

Актуальность: Разработка содержания и методических приемов развития у детей с общим недоразвитием речи музыкально - ритмических способностей, базирующихся на универсальном характере проявления чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи с учетом особенностей данной категории воспитанников.

Объект изменений: процесс музыкального воспитания и развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Предмет изменений: музыкально - ритмические способностей детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Понятийный аппарат: У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности музыкально-ритмических способностей обусловленные недостатками музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи. Специальная работа обеспечит преодоление отставания в развитии музыкально-ритмических способностей у детей с общим недоразвитием и повысит эффективность коррекционно-развивающего воздействия, если она будет строиться на принципе системности и комплексного поэтапного развития музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи.

Анализ ресурсов: информационный, базовый и проблемная диагностика с целью сбора, накопления, систематизации информации, выявления закономерностей и проблем развития музыкально-ритмических способностей дошкольников с общим недоразвитием речи; констатирующий и обучающий эксперименты. Определены диагностические показатели, выявлены особенности развития музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально говорящими детьми; определены и апробированы содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по развитию музыкально-ритмических способностей у

Цель: спроектировать систему занятий по развитию музыкально-ритмических способностей детей с использованием логоритмики и активизации двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

1. Развивать дыхание, моторные функции, воспитывать правильную осанку, походку, грацию движений.

2. Формировать двигательные навыки и умения, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов.

3. Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Целевая аудитория: Дети старшего возраста с общим недоразвитием речи, воспитатель, логопед.

Сроки реализации проекта: один год с 01.09.2013 г. – до 01.07.2014 г.

Этапы реализации проекта (сроки)

1. Подготовительный:

Сроки

01.08 – 01.09.2013г.

Мероприятия.

Определение темы, цели и задач, содержания проекта.

Изучение научно – методической литературы по данной проблеме.

Подготовка и изготовление наглядного материала.

Составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

Создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр.

Определение критерий уровня музыкального развития детей.

Разработка таблиц для диагностики музыкальных способностей детей.

2. Основной:

Сроки

01.09 – 01.06.2013г.

Мероприятия.

Проведение начальной диагностики уровня развития музыкальных способностей детей.

Подбираются методы и приёмы работы по итогам диагностики, разные формы организации.

Определяется временная нагрузка на каждого ребёнка.

Подбираются упражнения, подвижные игры, танцевальные движения по итогам диагностики.

Разрабатываются планы индивидуальных занятий.

Проведение утренней гимнастики для развития музыкально – ритмических движений с использованием следующих упражнений:

- ходьба, прыжки;

-упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма.

Проведение музыкальных занятий с использованием элементов логоритмики:

- динамические упражнения;

- дыхательные упражнения;

- физкультминутки;

- подвижные игры;

- сюжетно – ролевые игры;

- мимические упражнения;

- подвижные игры;

-логопедические гимнастики;

- хороводы;

- танцы;

- пальчиковые игры;

- песни с движениями;

- массаж спины, лица, рук, ног, пальцев.

- гимнастика для глаз.

Проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр:

- упражнения: «Эхо»; «Разминаем пальчики», «Прогулка», «Помидоры», «Васька-козёл», «Мишутка»;

- подвижные игры: «Догонялки», «Лесные звери», «По грибы», «Кто пасётся на лугу», «Прогулка и дождик», «Гора-дерево-кочка», «Дети и волк», «Маленький ёжик», «Волчок», «Кто скорей возьмёт игрушку», «Найди своё дерево», «Весёлый бубен», «Кот и мыши»;

- пальчиковые игры: «Зайчик и ушки», «Птенчики в гнезде», «Осенние листья», «Капуста», «Орехи», «Сидит белка», «Не плач куколка моя», «Вышел котик погулять», «Танец мух», «Угощение гномов».

Проведение индивидуальных занятий с использованием упражнений по логоритмике:

- «Большая стирка», «На лошадке», «Весёлая дудочка», «Мышки – кошки», «Три барабана», «Гармошка», «Автомобиль», «Рыбка», «Часы».

Проведение игровых логоритмических досугов:

«Путешествие в сказочный город», «Прогулка в осеннем лесу», «Мишкина малина», Осенняя ярмарка», магазин игрушек», «Поиграем в поезд», «Зимняя царица», «Строим дом», Пироги пекла лиса», Птицы», «В гостях у лягушат».

3. Заключительный:

Сроки

01.06 – 30.06.2013г.

Мероприятия.

Проведение итоговой диагностики обследования детей с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;

Подведение итогов реализации проекта.

Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта:

Основные направления коррекционной работы, реализуются посредством музыкально-ритмических занятий, связь музыкально–ритмических занятий с произношением. Данная связь прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, отработка произношения звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме. Для решения задачи на развитие моторной функции и развития дыхания используются такие динамические упражнения: «По грибы», «Прогулка», «Земляничка», «Зверушки», «Раз, два, три», «Огород», «Медвежата», «Карусели». Речевой материал проговаривается в сочетании с движениями, т. е. соединяет работу речи с общей моторикой тела. Для развивая чувства ритма, формирований двигательных навыков и умений, соразмерение темпа движений с речью используются подвижные игры – «Сорока летит», «Самолёт», «Петушок», «Мухи», «Молотки». Для формирования пространственных представлений и способностей произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов применяют ритмические танцы и хороводы – «Танец с листьями», хоровод «Маленький ёжик», «Танец с платочками», хоровод «По малину», «Танец берёзка», танец «Весёлые слоны», танец «Большая стирка». Для воспитания личностных качеств, чувства коллективизма, актуализации имеющихся у ребёнка речевых средств – используют сюжетно-ролевые игры с музыкой «Догонялки», «Лесные звери», «Дети и волк», «Маленький ёжик», «Волчок», «Кот и мыши». В систему музыкально – ритмических упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны, движения головы (повороты, движение плеч (поднять, опустить, движения рук (вверх- вниз, вперед – в стороны и т. д., движения кистей рук, движения ног. Используются элементы движения: ходьба (по кругу, на месте, бег, прыжки на месте, приседания, подскок. Характер этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а также без речи и с речью, сочетая их проговаривание с движениями. Движения могут сопровождаться работой над тестом, ритмом и выразительностью речи. Таким образом, музыкально–ритмические занятия объединяют такие направления работы как: развитие движений, формирование произносительной стороны речи во взаимодействии с музыкой.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие пластичности движений, мягкости, выразительности.

2. Развитие коррекции и улучшение двигательных навыков.

3. Активизация укрепления мышц, артикуляционного аппарата.

4. Развитие музыкального слуха.

5. Совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы.

6. Активизация умений воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключаться с одного движения на другое.

7. Развитие личности в целом.

Способы предоставления результатов:

(Критерии оценки результатов реализации проекта)

Обследование детей проводится в начале работы по проекту с помощью которого выявляется уровень ребёнка по музыкально – ритмическим способностям и в конце работы по проекту (2 р.) - начальная диагностика и диагностика итоговая. Обследование проводится небольшими группами или индивидуально. Способности определяются по следующим параметрам:

а) движение под музыку (бодро, легко, свободно);

б) изменение движений в соответствии с темпом и ритмом звучащей мелодии;

в) выразительность выполнения танцевальных движений.

При этом отмечаются:

наличие навыка – 4 балла

навык в стадии формирования – 3 балла

нестойкость навыка – 2 балла

отсутствие навыка – 1 балл

Ресурсное обеспечение:

Материально – техническое обеспечение:

1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски, USB накопитель, интерактивная доска.

2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, картинный материал.

Методическое обеспечение:

1. Упражнения для развития музыкально – ритмических способностей.

2. Сборники подвижных игр и упражнений.

3. Сборники логоритмических упражнений.

Список использованной источников и литературы:

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2004. – 220 с.

2. Балабанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 240 с.

3. Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. – М.: Владос, 2004. – с. 32 – 38.

4. Журнал – Логопед. – 2012. – №9. – с. 61 – 67.

5. Зарецкая Н. В., Роот З. Я. Танцы в детском саду. – М.: Айрис - пресс, 2006. – 112 с.

6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

7. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения // Под ред. П. Н. Лосева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

8. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Издательство Гном, 2006. – 128 с.

9. Филичёва Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис - пресс, 2008. – с. 160-164.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 11 января 2014 в 20:04
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...