Папки-передвижки

Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников

Ирина Леонова
Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников

Проблемой постановки певческого голоса в психолого – педагогических исследованиях уделялось большое значение.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающие многие стороны интеллекта, имеющее различные стороны, разновидности, свойства и обладающие бесконечным разнообразием индивидуальных качеств, а качества, по мнению Л. В. Голициной нужно развивать, так в чем же состоит развитие музыкального слуха? Воспринимать музыку-это воспринимать прежде всего, ее звуковую ткань, которая организована в звуковысотном, ритмическом, динамическом, тембровом отношениях. Эти виды звуковой организации при восприятии музыки имеют неравноценное значение. Теоретик-музыковед Л. А. Мазель совершенно справедливо обратил внимание на то, что «важнейшими сторонами мелодии, в наибольшей степени определяющими ее образно-выразительный характер, а в особенности ее строение и логическое развитие, являются те ее стороны, в отношении которых музыкальная интонация наиболее строго организована, точно фиксирована, богата дифференцирована. Само понятие тон-основное понятие в музыке - содержит в себе указание на неизбежность познания музыки через восприятие звуков, закономерно сопряженных через ощущение их высотности.

Публикация «Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников» размещена в разделах

Для моей работы особый интерес, представляла работа К. В. Тарасовой, посвященная формированию и развитию музыкального слуха в онтогенезе. В исследованиях К. В. Тарасовой ставилась цель выявить основные тенденции становления элементарного ладового чувства (перспективного компонента мелодического слуха). Кроме того, в специальном исследовании была проверена возможность прямого формирования ладового чувства в его развитии, собственном значении у детей среднего и старшего дошкольного возраста на групповых музыкальных занятиях в детском доме. Результаты исследований К. В. Тарасовой, показали, что мелодический слух развивается в онтогенезе как единая система, во взаимодействии перспективного и репродуктивного его компонентов.

К. В. Тарасова полагает, что формирование мелодического слуха и слухо – вокальной координации – это во многом проблема постановки певческого голоса, а окончательно тип голоса ребенка, как и взрослого, может быть определен только после проведения достаточной работы по его постановке.

Работая над данной проблемой я прежде всего распределила детей на три типа голоса, определила примарные звуки.

С детьми проводила вокальную гимнастику, начиная с 2 лет, при этом соблюдала следующие:

- правильная фокусация звука;

- правильное мышечное движение;

- правильное звукоощущение;

- правильное ощущение звукоизвлечения;

- необходимо правильно открывать рот, не зажимать нижнию челюсть.

Для выразительности речевого регистра использовала программу педагога – музыканта И. Микиты, в основе которой лежит релятивная система или система ладовой сольмизации. Работа в этом направлении дает возможность логического введения ребенка в мир звуков и их взаимодействия. Этот метод, овладения навыками вокального интонирования, доступен.

Развитие ритмического слуха осуществляла применением языка ритмослогов для проговаривания ритмического рисунка: четверть – та, восьмая – ти – ти, шестнадцатая – тири – тири. Дети пели песни – попевки на постоянной метроритмической пульсации. Развитие тембрового слуха достигала использованием музыкальных ударных инструментов: бубен, треугольник, металлофон, румбо, ложки, треугольник и т. д. И природных «инструментов» : хлопки, шлепки по коленам, кулачки, притопы. Конечно, в развитии музыкальной деятельности детей большое значение имеет взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Поэтому, ставя перед собой цель и вытекающие задачи, я старалась более широко и полно охватить спектр музыкальной тематики, обучая детей музыкальному искусству. Решая данные задачи, я строила свою работу поэтапно, начиная с раннего возраста,

Приобщая детей к наследию мировой культуры раз в месяц проводила свою работу в «музыкальном салоне», куда приглашались дети и родители, звучала музыка композиторов классиков в исполнении музыкального руководителя, преподавателя музыкального училища, участников ансамбля «Дивертисмент», родителей, детей.

в работе над интонацией я не стала знакомить детей с нотными обозначениями, а оставила вырабатывание навыка прослеживания мелодии при помощи руки. В выработке этого навыка мне очень помогла методика созданная доктором педагогических наук Н. А. Ветлугиной, в пособии «Музыкальный букварь». Я стала больше уделять внимания заданиям, которые учат детей вниманию, с интересом слушать музыку, чувствовать настроение, характер музыки, рассказывать о своих впечатлениях, подбирать слова, развивать умение говорить полно и содержательно, ряд творческих заданий для индивидуальной и коллективной работы. Следуя принципу единства образования, восприятия и развития в музыкальном обучении, направленного на освоение духовного богатства. Соблюдая принцип интереса, увлеченности, всемерного стимулирования, положительным отношением к учению – залог успеха.

Для коррекции и развития вокальных данных детей с учетом их индивидуальных особенностей

Упражнения я разделила на три группы:

1 группа упражнений была направлена на выработку легкого звонкого, полетного звучания голоса ребенка.

2 группа направлена на расширение диапазона.

3 группа – на чистое интонирование.

У детей сформировалась определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса.

При отборе песен я учитывала их понятность детям, яркость, художественность образов и некоторые специальные моменты:

1. Обилие в тексте гласных звуков.

2. Легкость согласных для произношения.

3. Небольшой объем фраз и текста в целом.

4. Разнообразные интонации.

Система упражнений, используемая в моей работе, позволила мне расширить диапазон детских голосов и привело к значительному улучшению мелодического слуха детей.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (презентация) Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей, развивающее самые главные составляющие музыкальности – эмоциональную.

Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста. Важность певческой деятельности для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 12:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД