Лучший педагог года

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности»

Елена Борисова
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности»

Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Публикация «Консультация „Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности“» размещена в разделах

Что же такое музыкальность? Специалисты определяют её как комплекс способностей, «развиваемых на основе врождённых задатков музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (психолог Б. М. Теплов, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности : слушании музыки, пении, движении, в музыкальном творчестве. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач современной дошкольной педагогики. Следует упомянуть о различии понятий:

- музыкальные способности - музыкальность музыкальная одарённость Б. М. Теплов выделял: 1. Общие способности для музыкальной деятельности (творческое воображение, вдохновение, внимание, творческая воля, чувство природы).

2. Музыкальные или специальные (лад, ритм, динамика, тембр, темп, мелодический, гармонический слух). Если у ребёнка развиты общие и музыкальные способности - это музыкально-одарённый человек. Н. А. Ветлугина делит музыкальные способности на эмоциональный компонент и слуховой. Выделяет две основные музыкальные способности : ладовый слух и чувство ритма. А Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Способности Б. М. Теплов определяет как индивидуально- психологические способности человека, имеющие отношение к успешности к какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений, знаний, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности объединяются в понятие музыкальность. Понятие музыкальность не исчерпывается несколькими основными музыкальными способностями, ещё могут быть включены в музыкальное мышление исполнительские творческие способности (тембровый и динамический слух). Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства. Однако, главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новая встреча с ней. Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временный вид искусства (в отличии от живописи, скульптуры) она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально- психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В. Г. Ражникова, разворачивающуюся во времени. Музыка может изображать какие-либо конкретные явления действительности: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путём звукоподражания. Выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, нежность, радость и т. д. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями. Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутренне состояние человека воплощается в интонации речи.

Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и музыка (тихая, медленная) прерывается паузами, возгласами.

Многие исследователи: Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, К. Орф, Н. А. Ветлугина говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается многими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельности появляются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня – сознания и переживание музыки, её исполнение и сочинение.

Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.

Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка. Вот главные из них: выразительная интонация, ритмический рисунок, лад. Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов - интонаций чрезвычайно важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту) «Убаюкивающую», терцевую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях.

Детям можно предложить следующие задания: «Как поёт труба?», «Спой музыкальное приветствие лесным жителям», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную», пропеть «Что ж это такое?» - с удивлением, сердито, с сожалением и т. д.

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп. Ведь художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени.

Детям предлагаются задания следующего типа: «Вспомни марш, вальс, польку и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно нужно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные впечатления (марш – чёткий, подвижный; вальс – нежный, плавный; полька – задорная, весёлая, лёгкая).

Одним из основных условий песенного творчества является умение детей удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности, т. е. владение ладом. Лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодий, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора. Для этого удобны задания:

«Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребёнок заканчивает);

Самостоятельное нахождение устойчивого звука (тоники);

Ориентировка мажорного и минорного ладов: «солнышко и дождик», «весёлый и грустный колокольчик».

Ситуации, придуманные самими детьми, или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица хитрой. Волк может быть злой, голодный, а может быть ласковым, весёлым папой для своих волчат.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, так же, как и в пении и игре на детских музыкальных инструментах, является важным показателем музыкального развития.

Ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Нужно, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком, свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Для полноценного творчества в ритмике играет большое значение оснащение данного вида музыкальной деятельности всем необходимым : музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развёртывания игр и танцев.

Очень полезно для всех детей психогимнастика, особенно тем, у которых чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость и т. д. Эти реакции встречаются у детей с неврозами, лёгкими задержками психического развития, с другими нервно-психологическими расстройствами, а также и у детей практически здоровых.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучении элементам технике выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков расслабления. Всё это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретённых в упражнениях психогимнастики, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

В старшем возрасте широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

Контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей

(боевого и шутливого).

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности» .

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста» Чем больше я постигала азы лепки из соленого теста творчества, тем больше открывала для себя что-то нового. И сегодня я раскрою секреты.

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе овладения технологии квиллинг» ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот.

Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе овладения технологии квиллинг» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН к рабочей программе Непосредственная Образовательная деятельность (тема) Образовательная деятельность в режиме.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментахРазвитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах В этом году мною была выбрана следующая тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 20:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД