Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи

Наталия Поникаева
Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи

Актуальность

Речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. При обследовании выявляется неблагополучие общего развития ребенка. Развитие психических процессов (внимания, вербальной памяти, словесно – логического мышления, способности к анализу и синтезу, сравнению и обобщению) проходит с замедленным темпом. И это усугубляет тяжесть речевой недостаточности.

Нарушения в развитии вербально - логического мышления существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта.. Для эффективности коррекционной работы в занятия включаются игры и упражнения для развития вербально-логического мышления у дошкольников с нарушением речи.

Цель проекта

Участники: Учитель – логопед, дети логопедической группы.

Степень внедрения: частичная.

Срок реализации: 1 год. Тип проекта: долгосрочный.

Цель: формирование вербально - логического мышления дошкольников с нарушением речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта

- проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;

- выявить особенности развития вербально - логического мышления дошкольников с нарушением речи;

- определить и апробировать методику изучения уровня сформированности вербально-логического мышления детей дошкольного возраста с нарушением речи;

- повысить уровень развития вербально -логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью использования игр и упражнений;

- познакомить родителей с играми и упражнениями, методами и приемами работы по развитию вербально - логического мышления у детей;

- проверить эффективность влияния элементов вербально - логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью использования игр и упражнений.

Гипотеза исследования: у дошкольников с нарушением речи выявлена недостаточная сформированность вербально - логического мышления. Целенаправленное использование в системе логопедического воздействия специальных форм и приемов работы в рамках развития вербально - логического мышления способствует не только речевому и познавательному развитию, но и более эффективному преодолению речевого дефекта.

Оптимальность и эффективность средств

- Разумное сочетание традиционных и современных подходов.

- Создание условий для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения.

Методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

В процессе работы использовались методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Результативность опыта

Предполагаемые результаты

1. Развитие вербально - логического мышления у детей.

2. Развитие коммуникативной функции речи. Установление контакта с детьми.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитие наблюдательности, подражательности, активности.

5. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

6. Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использование методов и приемов работы, выбору игр.

7. Развитие личности в целом.

Применение логических игр и упражнений в работе положительно влияют на развитие у детей познавательной активности, умению анализировать, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения; системы методов и приемов мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективно совершенствуют словесно-логическое мышление дошкольников с нарушением речи.

Практическая значимость. Область применения

Работа над проектом велась на протяжении 1года.

Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования речи.

Данный проект может быть реализован в ДОУ.

Материал проекта может быть использован воспитателями, логопедами, педагогами, работающими с детьми, имеющими нарушения речи.

Планирование и организация деятельности

I. Подготовительный этап

Составление плана реализации проекта.

Консультирование педагогов и родителей.

Изучение методической литературы;

Изготовление и приобретение методических пособий.

Создание условий для реализации проекта.

II. Основной этап

Оформление родительского уголка, папок передвижек.

Оформление стенда в ДОУ.

Проведение:

- круглого стола с участием родителей и педагогов;

- семинара практикума для педагогов;

- интегрированного занятия «Волшебный мир загадок, пословиц, поговорок»

III. Заключительный этап

Подведение итогов реализации проекта на педсовете. Оценка эффективности проделанной работы и выявление необходимости и возможности распространения опыта. Обработка и оформление документации и материалов проекта.

Методические рекомендации

Игры и упражнения по развитию вербально - логического мышления как форма обучения детей содержит два начала:

учебное (познавательное)

игровое (занимательное)

Педагогические принципы

- игровые упражнения должны приносить детям радость, личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности;

- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному;

- учитывать индивидуальные возможности ребенка;

- сделать работу по развитию вербально - логического мышления регулярной;

- должно учитываться время выполнения упражнений

Требования к играм и упражнениям

- подбор и подготовка пособий для каждой игры;

- использование сюрпризного или игрового момента в каждой игре;

- постановка игровой задачи перед ребенком в доступной форме;

- показ игровых действий, в процессе которых взрослый учит ребенка правильно их выполнять;

- сопровождение ребенком выполняемых действий речью в течение всей игры.

Работа с детьми проводится по разработанному плану: на занятиях, в совместной деятельности.

Использование игр

Публикации по теме:

Проблема нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным.

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Тема: «Этапы развития звуков». Средняя группа. Маленькому дошкольнику, также как и взрослому, важно иметь чистое произношение и хорошую дикцию. Неправильное произношение приносит ему.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 23:30
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...