Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи

Наталия Поникаева
Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи

Актуальность

Речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. При обследовании выявляется неблагополучие общего развития ребенка. Развитие психических процессов (внимания, вербальной памяти, словесно – логического мышления, способности к анализу и синтезу, сравнению и обобщению) проходит с замедленным темпом. И это усугубляет тяжесть речевой недостаточности.

Нарушения в развитии вербально - логического мышления существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта.. Для эффективности коррекционной работы в занятия включаются игры и упражнения для развития вербально-логического мышления у дошкольников с нарушением речи.

Цель проекта

Участники: Учитель – логопед, дети логопедической группы.

Степень внедрения: частичная.

Срок реализации: 1 год. Тип проекта: долгосрочный.

Цель: формирование вербально - логического мышления дошкольников с нарушением речи и определение основных направлений и приемов по его развитию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта

- проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;

- выявить особенности развития вербально - логического мышления дошкольников с нарушением речи;

- определить и апробировать методику изучения уровня сформированности вербально-логического мышления детей дошкольного возраста с нарушением речи;

- повысить уровень развития вербально -логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью использования игр и упражнений;

- познакомить родителей с играми и упражнениями, методами и приемами работы по развитию вербально - логического мышления у детей;

- проверить эффективность влияния элементов вербально - логического мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью использования игр и упражнений.

Гипотеза исследования: у дошкольников с нарушением речи выявлена недостаточная сформированность вербально - логического мышления. Целенаправленное использование в системе логопедического воздействия специальных форм и приемов работы в рамках развития вербально - логического мышления способствует не только речевому и познавательному развитию, но и более эффективному преодолению речевого дефекта.

Оптимальность и эффективность средств

- Разумное сочетание традиционных и современных подходов.

- Создание условий для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения.

Методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

В процессе работы использовались методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Результативность опыта

Предполагаемые результаты

1. Развитие вербально - логического мышления у детей.

2. Развитие коммуникативной функции речи. Установление контакта с детьми.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитие наблюдательности, подражательности, активности.

5. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

6. Повышение компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использование методов и приемов работы, выбору игр.

7. Развитие личности в целом.

Применение логических игр и упражнений в работе положительно влияют на развитие у детей познавательной активности, умению анализировать, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения; системы методов и приемов мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективно совершенствуют словесно-логическое мышление дошкольников с нарушением речи.

Практическая значимость. Область применения

Работа над проектом велась на протяжении 1года.

Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования речи.

Данный проект может быть реализован в ДОУ.

Материал проекта может быть использован воспитателями, логопедами, педагогами, работающими с детьми, имеющими нарушения речи.

Планирование и организация деятельности

I. Подготовительный этап

Составление плана реализации проекта.

Консультирование педагогов и родителей.

Изучение методической литературы;

Изготовление и приобретение методических пособий.

Создание условий для реализации проекта.

II. Основной этап

Оформление родительского уголка, папок передвижек.

Оформление стенда в ДОУ.

Проведение:

- круглого стола с участием родителей и педагогов;

- семинара практикума для педагогов;

- интегрированного занятия «Волшебный мир загадок, пословиц, поговорок»

III. Заключительный этап

Подведение итогов реализации проекта на педсовете. Оценка эффективности проделанной работы и выявление необходимости и возможности распространения опыта. Обработка и оформление документации и материалов проекта.

Методические рекомендации

Игры и упражнения по развитию вербально - логического мышления как форма обучения детей содержит два начала:

учебное (познавательное)

игровое (занимательное)

Педагогические принципы

- игровые упражнения должны приносить детям радость, личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности;

- постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному;

- учитывать индивидуальные возможности ребенка;

- сделать работу по развитию вербально - логического мышления регулярной;

- должно учитываться время выполнения упражнений

Требования к играм и упражнениям

- подбор и подготовка пособий для каждой игры;

- использование сюрпризного или игрового момента в каждой игре;

- постановка игровой задачи перед ребенком в доступной форме;

- показ игровых действий, в процессе которых взрослый учит ребенка правильно их выполнять;

- сопровождение ребенком выполняемых действий речью в течение всей игры.

Работа с детьми проводится по разработанному плану: на занятиях, в совместной деятельности.

Использование игр

Публикации по теме:

Проблема нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным.

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Тема: «Этапы развития звуков». Средняя группа. Маленькому дошкольнику, также как и взрослому, важно иметь чистое произношение и хорошую дикцию. Неправильное произношение приносит ему.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 23:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...