Папки-передвижки

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Светлана Степаненко
Развитие мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление- психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и от-ношениях. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек проникает в глубь вещей, познаёт разнообразные зависимости между явлениями и их закономерностями. Развитие мышления у ребёнка начинается со второго года жизни. Оно связано с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладением речью. И. М. Сеченов показал, ранние формы мышления возникают на основе мускульно- суставного чувств. Это практическое (действенное мышление)- решение задачи путём практического действия на первом году жизни средством ознакомления с вещами. Ощупывая их и манипулируя игрушками, ребёнок узнаёт свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет всё более разумно и успешно. Действия полуторогодовалого ребёнка имеют ориентировочно-пробовательный характер. Если решаемая задача (посильная) поставлена перед детьми в речевой форме в форме вопроса, его практические пробовательные действия при-обретают исследовательский, нацеленный характер- дети накапливают опыт обращения с вещами и спешно применяют рациональные способы действия с ними. Овладение ходьбой и речью изменяет весь образ жизни ребёнка и всю его познавательную деятельность. В повседневной жизни ребёнок встречается с разными задачами, которые вынужден решать сам. Если привлекательный предмет находится высоко на полке, ребёнок ищет скамеечку, подставляет её к шкафу, и влезая, достаёт игрушку. Овладевая действием как практическим способом решения конкретных за-дач, ребёнок делает шаг вперёд по пути развития мышления. С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребёнка. Задолго до того, как он сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, преддошкольник обнаруживает способность к элементарным обобщениям чувственно воспринимаемых вещей. Уровень обобщений зависит от полноты и богатства опыта ребёнка. Он может относить слова «мяч», «машина», к любым мячам, машинам, поскольку встречается со многими аналогичными предметами. Но словом «папа» обозначает только своего отца, «шубка»- только мамино меховое пальто, поскольку других аналогичных объектов в его опыте ещё не было. Такое различие уровня обобщений встречается на втором и частично на третьем году жизни. Элементарные мыслительные операции выступают у преддошкольника в различении, а за-тем в сравнении цветов, величин, удаленности, формы предметов. Операция сравнение доступна только человеку. Сравнение требует целенаправленного анализа каждого из сравниваемых предметов, установления различия и сходства их признаков. Как всякий мыслительный процесс, операция сравнения приводит ребёнка к решению задачи - к новым знаниям. На основе сравнения однородных предметов разных видов, размеров, расцветок путём отвлечения и обобщения характерных для всех них черт, ребёнок к концу третьего года научается обобщать. Двухлетние дети могут объединять разные предметы лишь по общему признаку цвета или по мате-риалу, например к резиновой рыбке подбирать резинового попугая. Словесное мышление проявляется у детей старшего преддошкольного возраста не только в операции сравнения, но и в виде единичных, примитивных суждений и умозаключений. Они имеют ещё свёрнутую форму, поэтому в них не всегда легко увидеть мыслительную активность ребёнка.

Публикация «Развитие мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Дошкольный возраст. Мышление и действие.

У детей в этом возрасте всё ещё играет значительную роль действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Ребёнок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственному. Пример: предлагая детям 3-6 лет составить из плоскостных фигурок на фоне «сад, полянка, комната» картинку, починить испортившуюся игрушку, исследователи сделали выводы: *младшие дошкольники (3-4лет) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Не видя в действительности пространственных связей и грубо нарушая их, дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами, а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребёнок удовлетворённо заключает, что у него получилась хорошая картинка. Конкретную данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают после завершения действия.

*у детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы её решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия. Расставляя фигурки на фоне, девочка говорит: «Этот дядя пришёл домой, а эта тётя его встречает…. Нет, она тут готовит обед, а он ещё не пришёл. Такая речь-аккомпанемент имеет прямое отношение к выполняемому действию. *у детей старшего дошкольного возраста (6-7л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребёнок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везёт тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После та-кого решения, найденного в уме, ребёнок быстро располагает фигурки на определённом фоне. Психологи в ряде исследований доказали, что 4-летние дети пытаются найти причину явлений, которые ему понятны и доступны действенному решению. Получив игрушку, которая ломается, 3, 4-летние дети обычно не ищут причины поломки. Они пытаются восстановить действие игрушки прямым путё м: трясут, стучат об стол и делают множество беспорядочных действий. 5,6-летние рассматривают игрушку, пробуют задвигать или вытягивать штифтики, поворачивать колёсики, пытаясь найти причину бездействия игрушки. Более нацеленными становятся действия старших дошкольников, которые не приступая к манипуляциям, осматривают игрушку и при-бегают к действию лишь после того, как уже найдено в уме решение. В дошкольном возрасте продолжается развитие наглядно-действенной формы мышления. Оно не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень.

Наглядно-образное мышление-вид мышления, характеризующийся опорой на пред-ставления и образы. С некоторыми предметами он встречается часто и многообразно действуя с ними, рано выделяет их разные качества. С другими предметами он встречается реже и более односторонне познаёт их. Образы этих вещей долго сохраняют слитность и конкретность. Оперирование такими образами придаёт мышлению маленького ребёнка конкретно-образный характер. Это подтверждают детские суждения: Нина(4г. 2м, увидев у девочки очки, спрашивает: «Почему эта девочка-бабушка? «Характерной чертой такой образности является синкретизм. По случайным признакам и чертам дошкольник узнаёт тот или другой предмет. Синкретизм, по мнению Ж. Пиаже, - качество мышления, оно характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребёнок мыслит слитными, нерасчленёнными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохраняется на основе восприятия, без его членения, без последовательного анализа. Путём соединения наиболее броских частей.

Мышление и речь. Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в процессе овладения понятиями. Понятие- это обобщённое отражение целой группы однородных предметов, имеющих общие существенные признаки. Дети рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, однако понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно. Это сложный процесс отношений мышления и языка. Если двухлетнего ребёнка спросить, что такое вилка? Карандаш? Он укажет на конкретный предмет. Пятилетние дети способны выделить признак в предмете, который приобрёл для них наибольшее значение. Это назначение предмета, то как он используется человеком. Поэтому пятилетние дети отвечают: карандаш, чтобы писать, вилка, чтобы есть. Более старшие дети описывают предмет, называя внешние при-знаки без всякого порядка: «Кукла - это голова, руки, ноги, волосы», «Лошадь – это голова, спина, хвост и четыре ноги по углам». Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесё н к группе: «Лошадь – это животное», «Кукла-это игрушка», «Вилка-это посуда». Однако, встречая малознакомые предметы, шести-, семилетний ребёнок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления. Правильно группировать предметы дети могут только в том случае, когда им известно соответствующее слово-термин: транспорт, посуда и т. д. Моральные понятия, названия которых дети слышат в раннем детстве («честность», «храбрость», они привязывают к конкретным поступкам определё нных людей: «Честный-это который, если что взял без спросу, сам скажет».

Ребёнок 3-5 лет может делать правильные выводы путём индуктивных и дедуктивных умозаключений. В таз с водой опускались последовательно различные предметы: спичка, гвоздик, булавка,пробка, дощечка. Прежде чем опустить предмет в воду, у ребёнка спрашивали, поплывёт этот предмет или нет. Дети сначала лишь гадали и их предположения часто оказывались неправильными. Но постепенно дети начина-ли выделять признаки, которые, по их мнению, были либо существенны для плаву-чести предмета, либо вели к тому, что предмет тонул, многие выделили величину предмета, но проверка на практике показала,что гвоздик хоть и маленький, всё равно тонет, а большой коробок держится на воде. Постепенно дети пришли к выводу: всё деревянное плавает, а железное тонет. Это индуктивное заключение. Отсюда они легко сделали вывод дедуктивного порядка: деревянный ящичек, хотя и большой, всё равно поплывёт, а плоская металлическая коробочка утонет, но она держалась на воде. Так на практике выяснили соотношение площади, веса и объёма плавающего тела. После 3 лет резко возрастает количество и многообразие вопросов. У дошкольника возникает желание узнать неизвестное, он ищет и пытается понять это неизвестное. Вопросы- это форма активного общения со взрослыми. Трёхлетние дети, часто даже не выслушав ответа, убегают или получив ответ, вновь повторяют свой вопрос. Познавательный характер вопросы приобретают позже. Пятилетние дети стремятся открыть то, что не видят. Ребёнок пяти-, семилетнего возраста ждёт ответа, выражает сомнение, возражает. Старшие дошкольники уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, вступают в спор. Чтобы рассуждать, делать выводы, сравнивать и обобщать, необходимо владеть не только отдельной операцией, но и общим способом умственной деятельности. Мыслительный процесс включает три обязательных звена: синтез 1-первичный (восприятие задачи как целого,анализ (дробление задачи на части, выделение её условий, данных, синтез- 2 вторичный (решение, новое пони-мание всей задачи). Мыслительный процесс у маленького ребёнка движется от син-теза1 прямо к синтезу 2. Анализ сводится у дошкольников к вычленению какого-то одного. Часто совершенно случайного признака предмета или условия. Проведённые исследования и педагогическая практика раскрывают богатые возможности детей дошкольного возраста в освоении ими элементарных форм логического мышления. Наиболее отчётливо проявляется логическое мышление у дошкольников при установлении ими различных связей между предметами и явлениями. Раньше других ребёнок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, их значение. Развитие мышления ребё нка-дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Огромную роль в развитии мышления ребёнка играет речь. Накопление словаря, освоение простых, а затем сложных грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение- необходимые условия развития логических форм мышления у дошкольников.

Публикации по теме:

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте Детское конструирование- это сооружение построек в которых предусмотрено взаимное расположение частей и способы их соединения. Конструктивная.

Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.

Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте .

Развитие связной речи с использованием серий сюжетных картин в среднем дошкольном возрасте Актуальность. Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а а также.

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте, как одно из направлений работы с одарёнными детьми в ДОУ Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех.

Развитие эмоций в дошкольном возрасте ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте». План: 1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций. 2. Развитие эмоций у дошкольников. 3. Диагностика.

Рекомендации для педагогов «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте» Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Уровень развития.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте»Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте» Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Задачи: • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; •.

Экологическое образование в дошкольном возрасте Паспорт экологической тропы МКДОУ ЦРР д\с № 9 1 Пояснительная записка В наши дни экологическое образование является одной из актуальнейших.

Закаливание в дошкольном возрасте Введение Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Опубликовано: 4 марта 2017 в 11:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД