Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации (из опыта работы)

Валентина Отмахова
Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации (из опыта работы)

Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации (из опыта работы)

Содержание коррекционной педагогической работы охватывает широкий спектр того, что необходимо для социальной адаптации детей с ОВЗ. Наши воспитанники имеют сложную структуру дефекта (психико-неврологические расстройства, грубые речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, поэтому одно из первых мест в коррекции и развитии занимает выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и с взрослыми людьми. Констатирующее обследование детей в начале года показало низкий уровень развития речевых умений в общение как показателя успешности социализации(24%). Дети пассивно включались в диалог, проявляли слабую речевую активность. Беседа протекала медленно, много длительных пауз. Интерес к беседе отсутствовал. Разговор длился, пока взрослый проявлял инициативу. Реплик-стимулов почти нет, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные. Отмечалось ограниченное количество вопросов; в обращениях чаще использовались реплики сообщения. Дети почти не прибегали к формулам речевого этикета, т. к. объем фраз речевого этикета ограничен; формы обращения к ребенку и взрослому смешаны («Здравствуй»«Здравствуйте»); предложения, используемые детьми, неполные, неоконченные, часто с грамматическими ошибками. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи. Поэтому содержание моей методической темы было направлено на достижение цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений в рамках, имеющихся у них реальных возможностей через решение следующих задач:

• создание предметно-развивающей среды группы, способствующей речевому общению воспитанников

• формирование у детей умение вести диалог;

• учить способам диалогического взаимодействия;

развивать свободное общение с взрослыми и детьми, придавая личностный характер;

• воспитание культуры речевого общения.

Для реализации поставленных задач первоначальным явилось создание предметно-развивающей среды группы. Организация среды осуществлялась рационально, логично, удобной для ребят, отвечала возрастным особенностям и потребностей детей с учетом интересов и их заболеваний. В группе оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: комплексы пальчиковых игр, картотека речевых гимнастик и физкульт минуток, подобран материал для развития диалогической речи, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, рассматривания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно–печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр: «Больница» и «Семья», «Парикмахерская» и «Шоферы», «Зоопарк» и «Школа» и т. д. Это способствовало развитию ролевой речи детей и умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

ля того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок создали театральный уголок, где имеются различные виды театра (театр «Варежка», театр из бросового материала, театр масок, настольный кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. В своей работе стимулировала и поддерживала желание детей рассматривать книги, участвовать в непроизвольно возникающих беседах, одобряла инициативу детей в самостоятельной деятельности. В книжном уголке, в уголке ряженья, в уголке изо деятельности наши воспитанники действует добровольно, т. к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

Для решения задач осуществляла личностно-ориентированный подход к детям и давала индивидуальные рекомендации родителям, где обращала внимание родителей на речевые проблемы их детей, на то, каким способом можно оказать ребенку помощь. Познакомила родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию и коррекции, и я приобрела активных помощников (Консультация «Использованию речевых игр в формировании речевого общения детей», «Развитие навыков диалогической речи»). Привлечение родителей к коррекционной работе обеспечило успех.

Наряду с созданием предметно-развивающей среды группы, я

• устанавливала устойчивый эмоциональный и деловой контакт с ребенком с целью стимулирования развития фразовой речи и побуждения к визуальному контакту, формирования умения слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию;

• учила элементарным правилам поведения в ситуации общения (внимание на говорящего, слушать внимательно, не перебивая, применять жесты, мимику и выразительные движения во время разговора);

• закрепляла желание и готовность к совместной с взрослым деятельности, стимулировала речь ребенка в процессе совместных действий;

• побуждала детей к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой. Совершенствовала возможности ребенка использовать развернутую фразовую речь в процессе общения (приветствие, обращение, просьба, благодарность, прощание);

• практиковала парное взаимодействие детей в играх с одним предметом (покатать друг другу машину, передать мяч, игрушку).

• учила диалогу и закрепляла навыки ведения диалога в процессе совместных игр.

Формирующее обследование показало, что уровень речевых умений у детей возрос до среднего уровня, что составляет 64%. Однако этого недостаточно для полного общения детей. В дальнейшем предстоит продолжить работу по привитию воспитанникам знаний, умений и навыков, чтобы они:

• могли объясняться вербальным и невербальным способом;

• обрели максимальную жизненную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей;

• умели выполнять повседневные дела адекватно собственному, индивидуальному уровню подготовки;

• могли участвовать в различных формах общественной жизни.

Планирую расширить разнообразие развивающих игр, пополнять предметно-развивающую среду группы, продолжать само совершенствоваться.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Потешки и стишки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации (из опыта работы)
Опубликовано: 4 октября 2013 в 20:40
+24
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...