Лучший педагог года

Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома

Оксана Лазаренко
Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома

Развитие коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Публикация «Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома» размещена в разделах

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба. Особая значимость данной проблемы выражается в том, что у детей старшего дошкольного возраста, а иногда и младшего школьного, характерны недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции. Отсутствие адекватной оценки своего места в мире взрослых людей, и, следовательно, недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую роль в готовности ребенка к школьному обучению.

Все это очень актуально для наших детей, которые воспитываются в условиях детского дома, где круг общения ограничен. Наши дети общаются между собой и со взрослыми не так как дети из семьи. У них доминирующим мотивом общения являются потребность во внимании и доброжелательности. Вопрос воспитателя, что больше ребенок хочет делать – читать, играть или беседовать вызывает недоумение. Дети смущаются, молчат, пожимают плечами. На вопросы типа: «Кто тебе больше нравится?», «Что ты больше любишь?», они отстраняются, отводят глаза. Для детей гораздо важней любых разговоров непосредственных физический контакт с воспитателем (слайды расчесывание одевание, поэтому педагогу важно составлять свою деятельность с учетом всех особенностей, так как недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Контакты между детьми, между ребенком и взрослым выражены гораздо слабее у нас в детском доме, чем у детей в семье. Они однообразны, мало эмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. В основе лежит отсутствие сопереживания, умение и потребность разделить свои чувства с другим человеком.

Поэтому у наших детей недостаточно сформирована игровая деятельность, они с интересом следуют за игровыми действиями воспитателя, выполняют его указания, охотно принимают его предложения, но включиться в игру быть её равноправным участником затрудняются. (показать слайды: фрагмент игры больница, алфавит)

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников

Развитие навыков конструктивного общения, умение четко и правильно формулировать свои мысли и чувства, способность слушать и слышать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации – все это ребенок может получить в процессе коммуникативных игр.

Именно это направление мы выбрали для развития коммуникативных навыков общения у наших детей.

Коммуникативные игры — это игры, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.

Цель: Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру

2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Мы для себя выбрали приоритетные направления такие как:

1. Игры на общение:

1) Игры на умение входить в контакт, вести диалоги.

2) Игры на развитие навыков взаимодействия в группе.

3) Игры на преодоление тактильных барьеров.

2. Игры на сплочение детского коллектива.

1. Игры на общение:

Оно, т. е. общение играет огромное значение в формировании психики и личности, если лишен этой возможности, то невозможно говорить о каком-либо цивилизованном развитии. Особое внимание мы уделяем играм на становление межличностного общение детей. Только со сверстниками дети учатся наравне строить личностные, деловые, оценочные отношения. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт. В этом нам помогают игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению. Например:

1) Игра «Кто говорит?» Дети стоят в шеренге, один спиной. Дети задают вопросы, водящий узнает по голосу говорящего. (слайд)

2) Игра «Пожелания». Дети сидят в кругу мяч, палочку и т. д. высказываю друг другу пожелания. «Желаю хорошего настроения», «быть таким же веселым, добрым, красивым».

3) Игра «Комплименты».

1) Игры на умение входить в контакт, вести диалоги.

А) Игра «Ласковое имя». Стоя в кругу дети передают дети передают цветок, игрушку при этом называя друг друга ласково.

Б) Игра «Разговор по телефону». Развивает умение вести разговор на заданную тему.

В) Игра «Вопрос-ответ». Умение отвечать на вопросы партнера. Дети сидят в кругу произнося реплику, игрок бросает мяч партнеру, тот отвечает. «Какое настроение? - Радостное». «Какую игру любишь? - Ловишки».

Г) Игра «Здороваемся». Дети разбиваются на пары, каждая пара придумывает свой способ приветствия (пожать руку, помахать, кивнуть и т. д.)

2) Игры на развитие навыков взаимодействия в группе.

А) Игра «Эхо» - повтори за мной (хлопки, топки т. д.)

Б) Игра «Удержи предмет». Дети в парах соревнуются удержать предмет: листок - лбами, мяч-животами и т. д.

В) Игра «Змея», «Собери змейку».

3) Игры на преодоление тактильных барьеров.

А) Игра «Дрозды». Развивает доброжелательное отношение друг к другу. Дети играют в парах. «Я дрозд и ты дрозд.» (дотрагиваются до своего партнера) у тебя щеки и у меня щеки.

Б) Игра «Рисунок на спине». Дети в парах встают друг за другом, стоящий сзади рисует пальцами на спине (домик, солнце и т. д.). Партнер определяет, что нарисовано.

3. Игры на сплочение детского коллектива.

Целью игр на сплочение детского коллектива является установление положительного, доверительного контакта между детьми и взрослыми, а также научить детей выражать свои чувства физически, проявлять терпимость, понимание индивидуальных особенностей друг друга. Создание в группе атмосферы доверия и уважения.

1) Игра «Встаньте те, у кого…» Светлые волосы, карие глаза, в одежде есть синий цвет.

2) Игра «Угадай меня». С закрытыми глазами угадать товарища.

3) «Рука в руке», «спина к спине», «плечо к плечу» и т. д.

4) Игра «Помоги слепому». Дети в парах, один с завязанными глазами у другого «поводыря» задача провести «слепого» без столкновений.

5) Игра «Зеркало». Участник играющий роль «зеркала» должен повторять медленные движения «человека».

6) Игра «Доброе животное». Дети становятся в круг. Мы одно большое, доброе животное, как оно дышит, а теперь все вместе: на вдох –шаг вперед, на выдохе назад (два шага вперед, два назад).

7) Игра «Попроси игрушку». В парах.

8) Игра «Король». По считалке выбирается король (объяснить детям кто это) и другие дети выполняют его адекватные приказы (принеси, сделай, повтори)

Игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, которая имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок. Таким образом, современные технологии, сотрудничество воспитателей способствует коммуникативному развитию при подготовке детей к школе. Благодаря коммуникативным играм наши дети стали более раскованными, эмоциональными, сплочёнными. Они учатся принимать и понимать себя и других членов детского коллектива.

Публикации по теме:

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста Тема «Имя доброе моё и твоё» Задачи: - актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность; -создать.

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму — очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.

Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.

Практикум «Развитие основ диалогического общения в системе коммуникативного поведения дошкольников» Коррекционно-образовательные цели. Учить детей задавать вопросы разной типологии с помощью графического символа. Коррекционно-развивающие.

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании» «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании». Вид проекта: познавательно.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОО.

Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения» Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома
Опубликовано: 29 мая 2016 в 08:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД