Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований

Татьяна Барбакарь
Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой составления описательного рассказа. Этот вид деятельности вызывает затруднения, так как, ребенку приходится держать в памяти план рассказа, разбирать в предложенной схеме, вспоминать информацию о предмете, причем эта информация, как правило, получена со слов взрослого и не всегда хорошо запоминается. Для решения всех этих затруднений, а также для формирования самостоятельности инициативности в деятельности ребенка я предлагаю введение в экспериментальную деятельность самостоятельного изучения предметов с ведением исследовательского дневника. Дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов.

Затем предлагается предмет для изучения (любой предмет, имеющий отношение к изучаемой лексической теме). Два ребенка получают звание «юных ученых». Это очень почетное и ответственное звание, оно повышает статус ребенка в группе.

Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований

Вместе с этим повышается интерес детей. Для исследования отводится определенное место.

Остальные дети занимаются другой деятельностью. Исследователи рассматривают предмет, обмениваются мнениями о его характерных особенностях. Дети проводят различные манипуляции с предметом: мнут, гладят, взвешивают в руке, нюхают, может, даже пробуют на вкус, если предмет съедобный.

Если им для изучения предмета нужны дополнительные условия, такие условия предоставляются. Например: емкость с водой, чтобы определить, тонет ли предмет, легкий он или тяжелый; магнит, чтобы определить, что предмет изготовлен из железа и т. д.

Определив характерную особенность предмета, дети из знакомых символов выбирают тот, который соответствует данной особенности, и приклеивают его на заготовленный лист дневника (он состоит из отдельных листов, представляющих собой отчет о проведенном исследовании).

После окончания исследования предмет зарисовывается, воспитатель вписывает имена «юных ученых». Затем «ученые» приглашают остальных детей и перед детской аудиторией самостоятельно рассказывают о своем исследовании, проведенных манипуляциях, наблюдениях и собственных выводах, в результате чего получается описательный рассказ.

Благодаря символам дети гораздо быстрее запоминают качественные и относительные прилагательные и вводят их в повседневную речь. Поскольку дети с помощью манипулирования сами выявляют характеристики предмета, информация ими узнается самостоятельно. Такого рода информация им более понятна, она становится частью жизненного опыта, поэтому дольше держится в памяти. Навык составления описательного рассказа формируется легче и гораздо быстрее. Дети уверенно описывают предмет. После отчета слушатели могут задавать вопросы, что стимулирует как познавательную активность детей, так и умение составлять вопросительное высказывание.

При организации следующего исследования один «ученый» выбирается из предыдущей пары, а его партнером становится другой ребенок группы. Это делается для того, чтобы снизить! участие взрослого в исследовании. Ребенок, уже знакомый с процедурой опыта, берет на себя роль ведущего исследователя, а второй ребенок - роль ведомого. Таким образом, один ребенок обучает другого, что повышает его самооценку и является стимулом к развитию познавательной активности.

Во время такой работы формируются партнерские отношения между детьми.

Публикации по теме:

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Составление рассказа-описания по теме «Фрукты». Данная презентация может быть использована для составления рассказа - описания по теме "Фрукты" при работе с детьми старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований
Опубликовано: 11 июня 2013 в 19:47
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Атрибуты из бросового материала для сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин»
Сюжетно-ролевая игра – это настоящая практика ребенка, его реальная жизнь. Всем известно, что в условиях дошкольного учреждения ведущим аспектом...
Сервировка столов в группе раннего возраста
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной...
Фотоотчет «Экологический районный фестиваль «Земля в твоих ладошках»
В год экологии для формирования культуры, бережного отношения к природе и чувства патриотизма у детей на базе дошкольного учреждения № 13 "Весна" был...
Опыт «Какая вода быстро замерзнет — соленая или пресная?»
Цель исследования: определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов Проблема : Почему вода в океане не замерзает? Материалы:...
Видеоотчет о фрагменте развлечения в старшей группе «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию маленький видеофрагмент с развлечения по сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями". С этим материалом в...