Папки-передвижки

Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Ольга Пономарева
Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пономарева О. В.

КОУ ВО «Центр сопровождения и развития ребенка»

В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья-не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является охрана жизни и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Именно в дошкольном возрасте важно научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Публикация «Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В нашем Центре находятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Основной задачей по охране жизни и здоровья наших воспитанников является создание здоровьесберегающей среды в Центре, обеспечивающей каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в Центре, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального подхода к каждому ребенку позволило разработать модель оздоровления в Центре, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.

Работа по оздоровлению детей проводится по следующим направлениям:

1. Профилактическое:

• обеспечение благоприятного течения адаптации под контролем медицинских работников, педагога-психолога, социального педагога и воспитателей;

• выполнение санитарно-гигиенического режима-создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания в Центре;

предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики: самомассаж, закаливание, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы.

2. Организационное:

• организация здоровьесберегающей среды;

• диагностика физического развития, двигательной подготовленности детей;

• применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной работе : дыхательная гимнастика, психогимнастика, пальчиковый игротренинг;

• организация двигательной активности в зависимости от уровня физического развития каждого воспитанника;

• обеспечение психологического комфорта.

Кроме того, разработан алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает:

общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;

• элементы оздоровительного массажа;

• закаливающие процедуры - питье воды комнатной температуры, ходьба босиком по дорожкам с различными покрытиями и наполнителями;

• в летний период-солнечные, воздушные ванны, купание в бассейне;

• танцевальную ритмическую гимнастику, включающую несколько танцев различного темпа.

Данная гимнастика помогает ребенку проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.

Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в Центре создана хорошая материальная база. Имеется музыкально - физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке Центра оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В начале каждого учебного года педагогами и медицинскими работниками проводится оценка физического и эмоционального развития детей. Составлены индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей группы, в которых учитываются индивидуальные особенности физического состояния здоровья каждого ребенка, перенесенные заболевания, эмоциональный настрой и намечаются пути индивидуальной коррекционно-образовательной работы с ребенком по выявленным проблемам. Результаты работы с ребенком фиксируются в индивидуальной программе.

Эффективность любой деятельности определяется прежде всего ее результатом. Систематические занятия на свежем воздухе, введение разнообразных форм оздоровления детей дали положительные итоги: снизилась заболеваемость, уменьшилось количество часто болеющих детей.

Хочется отметить показатели в работе с детьми: хорошую посещаемость, активность детей, их интерес, желание в полную силу работать на занятиях. Наблюдая за детьми, можно отметить, что занятия им нравятся, они с желанием и старательно выполняют все задания педагога. Занятия приносят нашим воспитанникам радость и неоценимую пользу.

Постоянно проводятся беседы, консультации, вечера встреч с родителями. Вместе проводятся соревнования: «Веселые старты», «Мы-ловкие и сильные», «День здоровья», фото-конкурсы «Всей семьей на старт», «Самая спортивная семья».

Благодаря введению данных форм работы происходит гармонизация взаимоотношений детей. Ребята стали более доброжелательными друг к другу, снизился уровень тревожности, и, наоборот, повысился уровень коммуникативных навыков. Использование элементов психогимнастики помогает снять эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности.

На основе полученных результатов в рамках реализации областного межведомственного проекта «Живи долго!» была разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни и активного долголетия, которая реализуется по настоящее время. Целью программы является формирование у детей, их родителей и сотрудников Центра социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов нашего Центра, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с. ISBN 978-5-86775-813-4

2. Дошкольная педагогика, О. А. Копытова, Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / май / 2013, с. 4-6.

3. Дошкольная педагогика, М. В. Еромыгина, Методические рекомендации по испотльзованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / март / 2014, с. 46-47.

4. Никишина, И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением [Текст] / И. В. Никишина. -2-е изд., исправ. и допол. -М. : «Планета», 2013.-408 с. (Дошкольное образование, с. 186-188 - ISBN 978-5-91658-468-4

Публикации по теме:

«Воспитание навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста». Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все». А. Ж. ЛАБРЮЙЕР о здоровье говорил.

Воспитание навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья. Здоровье определяет степень жизнеспособности, устойчивости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2015 в 15:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД