Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров

Оксана Владимировна Руденкова
Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров

Тема «Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ.

Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Итак, малые формы фольклора в воспитательно- образовательной работе с детьми использовались мной в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:

1. на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

2. интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

3. активного включения детей;

4. использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

В процессе работы были замечены такие изменения:

• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

• у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

В работе с родителями налажена взаимосвязь по использованию в развитии детей малых фольклорных жанров. Проведены консультации для родителей на следующие темы:

- «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте»

- «Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора»

- «Русский фольклор в раннем возрасте»

Оформлен наглядный стенд с печатными рекомендациями «Разучиваем вместе». В котором периодически меняются буклеты предлагающие родителям подобранные по темам потешки, загадки и т. п. (Для засыпания, умывания и сопровождения других режимных моментов).

В работе с педагогами также ведется работа по данной теме:

1. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников».

2. «Обучаем детей связной речи».

3. "Крепка семья - сильна Россия!"

4. «Русский фольклор (ранний возраст)»

5. «Фольклор детского чтения и его значение».

Это замечательно, если родители и воспитатели окружают ребенка добром и лаской, если способны обогатить и сделать ярче среду, в которой он растет.

В воспитании детей раннего возраста особенно важно обращаться в своей речи к пословицам, поговоркам, присказкам, сказкам, потешкам и другим образцам малых фольклорных жанров. Язык описания действий, предметов, а так же морали в потешках, припевках доступен и ясен детям раннего возраста. А интересная, завлекательная форма подачи дает возможность успешному усвоению материала и достижению поставленных, педагогом целей.

Воспитатель в течение дня имеет возможность использовать малые фольклорные жанры многократно. Это уникальная форма для восприятия детьми нравственных, моральных эталонов, правил поведения. Потешкам, припевкам, загадкам найдется достойное место и на занятии, и во время режимных моментов, и на прогулке, и во время обеда.

Особенно обагощают своим наличием развличения и праздники. Праздничная атмосфера в группе, выполненная в фольклорном стиле всегда порадует малышей, при этомвнося свой вклад в патриотическое воспитание с раннего детства. Расширяя знания детей о своем народе, о его культуре воспитатель решает множество сопутствующих задач. Развитие речи, как раздел образовательной программы не может реализоваться полноценно без использования малых фольклорных жанров. Педагогам необходимо вести совместную работу с родителями малышей. Пополнять информацию в родительских уголках, раздел "Разучиваем вместе" сделать с постоянно обновляющимся материалом. Организовывать совместные тематические досуги.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Кошкин дом Конспект занятия по развитию речи с использованием малых фольклорных форм и с элементами драматизации «Кошкин дом». (2006) ПНДР (3-4года).

Презентация праздника «Яблочный спас — 2012»Презентация праздника «Яблочный спас — 2012» 20 августа в нашем детском саду прошел праздник "Яблочный спас" Цели проведения праздника: формировать чувство причастности к истории.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Дикие животные
Автор публикации:
Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров
Опубликовано: 26 декабря 2012 в 13:41
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Поздравительная открытка для мамы
С древних времен существовал обычай почитания своих матерей. Без матери не может быть жизни. Мать надо беречь, относиться к ней с почтением. В России...
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...