Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи

Елена Серкова
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи

Серкова Е. С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 88» г. Братск

Проблема развития общей и мелкой моторики детей до-школьного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка нахо-дится на кончиках его пальцев».

А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом вы-полнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Введение игр, упражнений на развитие общей и мелкой моторики во все виды непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, предусмотренные программой. Обогащение предметно-развивающей среды.

Основные направления работы с детьми на занятиях – это использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей начала с обучения приёмам самомассажа.

Пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Оптимальный вариант развития общей моторики – это использование физкультминуток. Физкультминутку, как элемент двигательной активности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие..

Ещё одним из приёмов развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуальная служит двум целям: развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетика – фонетической сферы.

Овладевая видами продуктивной деятельности (леп-ка,рисование, ребёнок не научиться писать. Но всё это делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

С развитием двигательных навыков тесно связано звуко-произношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а так же мимики, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. Воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами.

Список литературы:.

1 Галигузова Л. Н. Мещерякова С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте.

2 Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов.

3 Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. – 312

4 Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007.

5 Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

6 Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

7 Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родни-чок», 1999

Публикации по теме:

Презентация Актуальность Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи
Опубликовано: 7 марта 2014 в 12:20
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...