Развитие общения у детей в воспитательно-образовательном процессе детского сада посредством этноэтикета

Алена Пименова
Развитие общения у детей в воспитательно-образовательном процессе детского сада посредством этноэтикета

Развитие общения у детей в воспитательно-образовательном процессе детского сада посредством этноэтикета.

Как известно, в многонациональном обществе люди создают вокруг себя мир взаимоотношений, который регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для данных этнических общностей. Различия между этническими культурами могут порождать разногласия, и даже этнические конфликты. В последнее время многонациональная нетерпимость превратилась в одну из глобальных проблем в мире. Главной причиной этой проблемы следует считать отсутствие определенных знаний, умений и навыков, способствующих межэтническому взаимодействию и взаимопониманию.

Умение общаться с другими людьми, как необходимое условие воспитания гармонично развитой личности – актуальная задача современной системы образования. При ее решении необходимо учитывать, что мы живем в полиэтничном регионе. Следовательно, ребенку необходимо научиться строить взаимоотношения с людьми, принадлежащими к разным этносам.

В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении моральными нормами, принятыми в обществе. Усвоение норм нравственности происходит на основе его ориентации на других людей, в первую очередь на взрослых. Образцы поведения, которым следует ребенок, вначале воплощаются в образе конкретного человека – папы, мамы, бабушки, дедушки, а затем становятся более обобщенными и отвлеченными.

В результате знакомства с жизнью взрослых, с их взаимоотношениями и деятельностью у дошкольников появляется стремление усвоить положительные нравственные нормы поведения в обществе. В этот период необходимо помочь ребенку освоить этнокультурные особенности разных народов. Только таким образом возможно создание подлинно позитивных этнокультурных отношений. Общительность, навыки позитивных взаимоотношений играют существенную роль в процессе формирования и развития личности ребенка.

Развитие навыков общения, установления позитивных отношений в дошкольном возрасте необходимо для последующего возрастного этапа – обучения в школе. Адаптация ребенка 6-7 лет к начальной школе является довольно актуальной проблемой для современной педагогики и психологии, поскольку, как доказано рядом исследователей, от этого фактора в значительной мере зависит успешность всего последующего школьного обучения.

Проблема развития общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в современном обществе. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Их развитие у детей имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых.

У дошкольников наблюдается довольно высокий процент детей тяготеющих к общению со сверстниками, однако не менее высок уровень конфликтности, вместе с тем навык позитивного общения не выражен у небольшого количества детей. Именно неумение позитивно общаться, устанавливать позитивные коммуникативные связи, применять технически знакомые навыки общения, договариваться со сверстниками в разных видах деятельности приводит к конфликтам между ними.

Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Процессу общения дети учатся на примерах своих сверстников. Именно поэтому перед педагогами дошкольных учреждений ставится задача своевременного формирования коммуникативных умений и навыков через доступные формы организации деятельности дошкольников. Для развития общения наиболее часто применяются игровые методы, так как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра.

Психологи отмечают, что «наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.

Что касается возможности использования этноэтикета в практике ДОУ, удалось выявить следующее.

Средства, методы и приемы этноэтикета используют в патриотическом, нравственно-духовном, физическом, трудовом воспитании, развитии речевых навыков дошкольников и т. д.

Этноэтикет может быть эффективным средством развития процесса общения у дошкольников, он имеет большой потенциал для помощи детям в социализации и развитии личности, воспитании культуры поведения и общения. Но есть противоречие заключающееся в том, что проблема развития общения дошкольников изучена достаточно хорошо, а проблема использования средств этноэтикета в воспитании и развитии старших дошкольников на данный момент остается малоизученной.

Средствами этноэтикета возможно развитие следующих коммуникативных умений: слушать, слышать, вступать в общение, регулировать собственные эмоции, использовать невербальные средства общения, работать в группе, вести диалог; и навыки: позитивного и межличностного общения.

К средствам этноэтикета можно отнести: беседы, игровые ситуации и упражнения, пословицы, поговорки, танцы, песни, макеты традиционных жилищ коренных этносов Самарского края; такие его типы как: родительский, ритуальный, этикет общения с родственниками и формы приветствие, прощание, просьбы.

Ориентация на традиции этноэтикета в игровой и познавательной деятельности дошкольников обеспечит единство в системе нравственных отношений к миру, к обществу, к людям, к самим себе, обеспечивает социализацию и развитие личности, воспитание у нее культуры поведения, основанной на такте, вежливости, доброжелательности, внимательности и чувстве собственного достоинства.

И, конечно же, не только педагоги могут знакомить дошкольников с этнокультурным разнообразием – справедливо замечают авторы, - в решении данной проблемы огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего этноса. Родители должны стать - и становятся - полноправными участниками педагогического процесса.

Публикации по теме:

Презентация по зимним видам спорта В последние годы российское общество все больше приобретает черты информационного. Педагогическое направление предполагает внедрение информационно.

Презентация проекта «Возрождение народных и семейных традиций» Выдающийся историк В. О. Ключевский писал «… трудно представить, каков будет человек через тысячу лет, но отними у современного человека.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Развитие общения у детей в воспитательно-образовательном процессе детского сада посредством этноэтикета
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 14:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе. Тема: «Звуки и буквы А, У, О» Цели: Знакомство с буквами А, У, О....
Мастер-класс «Торт»
Хочу немного рассказать о нашем детском саде. Когда приходите в наш детский сад, то вы сразу поймете, что оказались в стране детства. Здесь воспитатели и все...
Квест –игра «Насекомые» (Старшая группа детского сада)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней прогулке. Это...
«Моя семья». Конспект НОД во второй младшей группе, ОО «Социально-коммуникативное...
Тема НОД: «Моя семья». Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через любовь к семье. Задачи: - обобщать представления...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» (вторая младшая группа)
Цели: формировать умения принимать и обозначать игровую роль, -реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку,...