Развитие певческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности

Марианна Соснина
Развитие певческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

- эмоциональная отзывчивость на музыку,

- ладовое чувство,

- музыкально-слуховое представление,

- чувство ритма.

Музыкальные способности необходимы, чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, т. е. творчески проявить себя в песенной импровизации. Так в процессе песенного творчества у детей развиваются музыкально-творческие способности. Ребята приобретают необходимые знания, умения, навыки для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления в песенном творчестве. Все это наталкивает на мысль углубленно заниматься пением.

Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроения; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому. " Оно является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей (Беркман Т. Л.).

Занимаясь проблемой развития певческих способностей с детьми, убеждаешься, что дети старшего дошкольного возраста имеют желание не только петь в хоре, в ансамбле, но и солировать, появляется истинная увлеченность пением. У детей возникает огромное желание разыгрывать небольшие музыкальные диалоги, сценки, инсценировки, спектакли. Дети увлечены танцевально-игровым творчеством, театром, желанием играть разные роли. Формируется навык эстетической оценки.

В песне ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Она играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. Песня воспитывает, образовывает, придает уверенность в своих силах, раскрывает духовный и творческий потенциал детей. Она дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Ожидаемые результаты - воспитание любви к музыке и желание развивать свои певческие способности.

Из всего перечисленного можно сделать следующие выводы:

- в процессе занятий пением расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия;

- развиваются и совершенствуются психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности;

- успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка;

- активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, специфические знания о музыке;

- совершенствуются: координация, плавность, выразительность движений, воображение, фантазия в музыкальном творчестве детей;

- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческо-поисковой активности, самостоятельности;

- занятия пением доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Занятия пением позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации непосредованно, от лица какого-либо персонажа; это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Итак, занятия пением имеют большое значение для всестороннего развития ребенка, поэтому являются основой для развития творческих способностей детей. Поэтому музыкальный руководитель обязан:

1. Создавать условия для реализации художественно-творческого опыта ребенка.

2. Приобщать ребенка к самостоятельному творческому воплощению музыкального образа в доступных для него формах: песенных, танцевально-игровых импровизациях, музыкально-дидактических играх, в театральной деятельности.

Сказки и спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на и как актеры – исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, они чувствуют и думают также, как и их сказочные герои. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми предъявляет к педагогу ряд требований:

1. Развитое профессиональное мышление;

2. Знание педагогики;

3. Осмысленная жизненная позиция.

Важно, чтобы педагог понимал смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю, что я могу дать ребенку, чему дети могут научить меня? Важно также, чтобы в процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог был озабочен прежде всего процессом воспитания, а не обучения. Следует отметить, что исполняя музыкальные партии в сказках, опереттах, операх, у детей появляется желание петь лучше и лучше. Здесь мы решаем и следующую проблему – развитие певческих навыков.

Певческие навыки могут успешно развиваться лишь там, где планомерно и систематически проводится работа по развитию у детей звуковысотного и ритмического восприятия.

Театрализованная игра должна быть направлена не только на приобретение положительного опыта, но и не следует бояться неудач. Они прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать и воспитывают способность уступать другому, а это так важно в жизни. Взрослый обязательно должен выявить и подчеркнуть положительные качества персонажей сказки и осудить отрицательные. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы он вызвал всеобщий смех и осуждение. И эти роли лучше всего в спектаклях поручать взрослому.

Так как я веду планомерную работу по развитию певческих способностей и занимаюсь театрализованной деятельностью в детском саду, то я решила в своей работе объединить эти два вида музыкальной деятельности. Ввиду того, что дети очень любят сказки и любят петь, возникла идея ставить музыкальные детские оперетты, спектакли, оперы и т. д.

Нельзя сказать, что этот вид деятельности был новым для нашего детского сада. Педагоги в своей работе традиционно используют театрализованные игры, драматизация сказок, кукольные спектакли. Музыкальный руководитель большое внимание уделяет фольклорной, классической музыке, музыкально – пластическим импровизациям, позволяющим детям в движении выразить чувства, рожденные музыкой.

Такая форма изложения сказки, в виде музыкально – театрализованного представления, понравилась и взрослым, и детям. Нами были поставлены следующие музыкальные сказки:

1. «Заюшкина избушка» (по мотивам р. н. с.)

2. Детская опера «Колобок» (по мотивам р. н. с.)

3. «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко»

4. «Как избушка стала дворцом» Олифировой.

5. «Стрекоза и Муравей»

6. «Гуси – лебеди» (по мотивам р. н. с.)

7. "Снегурочка"

Постановка спектакля «Гуси – лебеди» стала для нас целым событием. Спектакль мы готовили 2 месяца. Начали с выбора сказки. Хотелось, чтобы в сказке были заняты все дети. Воспитатели читали ее детям, обсуждали каждого героя, пытались разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, пересказывали вместе с детьми отдельные фрагменты сказки. Из практики видно, что гораздо проще детям работать со стихотворным текстом, и поэтому мною был составлен стихотворный текст сказки, который дополнял музыкальную составляющую сказки. Для того, чтобы в сказке были задействованы дети всей группы, а не только те, которые играли главных персонажей, я включила хороводную игру «Гори ясно», русскую народную попевку «Патока с имбирем» и хоровод «А я по лугу»,танец "По малинку в сад пойдем". Так что в сказке звучало не только индивидуальное пение, но и хоровое.

Параллельно с этим мы готовили декорации к спектаклю, подбирался дополнительный музыкальный материал., разрабатывали костюмы для каждого героя сказки (Яблонька, речка, печка, баба- яга и другие. На помощь пришли родители, которые умели шить.

Есть дети, у которых все получается сразу хорошо, другие же должны приобрести определенные знания и умения, понаблюдать за сверстниками. Так как роль Бабы – Яги отрицательная = предложила всей группе поиграть в Бабу - Ягу. Все решили, что на роль Бабы – Яги идеально подходит Маша – «такая веселая Баба – Яга у Маши, как настоящая». И так постепенно из маленьких зарисовок получился большой красивый спектакль – детская опера, которую полюбили в нашем детском саду и взрослые, и дети. Премьера удалась! Это был настоящий праздник!

Затем зрителями нашего спектакля стали родители всего детского сада. Замечательная игра детей тронула всех.

В процессе творческой работы над спектаклем дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными, часто приходили друг другу на помощь. Повысилась самооценка детей со средними способностями, изменились отношения в группе. Так мы решили еще и проблему нравственного воспитания подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Дети 3 года жизни ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ Совершенствуются зрительные и слуховые.

О музыкальном воспитании детей Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. В. А. Сухомлинский. Известно, что ранний и младший.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Профессии и труд
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие певческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности
Опубликовано: 25 января 2014 в 14:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...