Лучший педагог года

Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорного развития детей раннего возраста

Ирина Моисеева
Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорного развития детей раннего возраста

Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка»

детский сад «Радуга» г. Сергача

Разработала воспитатель группы раннего возраста

Моисеева Ирина Николаевна

Тема:

"Развитие познавательно- исследовательской деятельности через сенсорное развитие детей раннего возраста"

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Выдающиеся ученые, справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Цели моей работы:формирование и совершенствование сенсорных процессов для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей Задачи моей работы :

-обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в разных видах деятельности;

-формирование и совершенствование умения и навыков выделять цвет, форму, величину;

-формирование и пополнение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО.

-ознакомление родителей с особенностями сенсорных у детей

В образовательной программе детского сада и в примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Развитие познавательно-исследовательской деятельности", которое включает в себя "сенсорное развитие» и его программные задачи.

Знакомство с цветом

Знакомство малышей с цветом я начала с четырё х основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как дети научились без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, я познакомила их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.

На первом этапе различение цветов проходило по принципу “такой – не такой”. Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, предлагаю ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, называю их, не требуя от него повторения;

На втором этапе идет зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, показываю ребенку карточку определенного цвета и предлагаю найти в группе предметы, игрушки (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания называю цвет и прошу повторить его;

На третьемэтапе идет закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

Знакомство с формой

Знакомство с формой начала с простых фигур: кругом и квадратом. Помогала им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы) :показывала как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоили эти формы, познакомила с треугольником и прямоугольником. Параллельно давала представление об объемных геометрических телах – шаре, кубе, кирпичике.

Ознакомление детей с формой так же проводила поэтапно:

1. этап – практические действия. Для того, чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, использую специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (коробка с отверстиями разной формы или вкладыши). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме (“такой – не такой”, не называя ее;

2. этап – зрительное восприятие формы. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий;

3. этап – запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет в дошкольном возрасте.

Знакомство с величиной

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней предлагаю следующими способами:

– предлагаю сравнивать предметы практически – способом приложения;

– зрительно, сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов одинаковые по цвету и форме;;

– сначала предлагаю сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем добавляю третий объект – средний по величине;

– параметры величины обозначаю словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности использую выразительные жесты. Сначала величину обозначаю при помощи слов такой – не такой, затем большой – маленький, а в последующем использую понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий.

В свободной деятельности мы закрепляем полученные знания о свойствах предметов.

Планомерная и систематическая работа по развитию у детей младшего возраста чувственного опыта значительно влияет на сенсорное развитие и на развитие личности дошкольника в целом.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:

- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;

- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;

- стремятся передавать отношение цвета, размера и форм в продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» В современных условиях умение человека осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы. Продолжительность проекта: 1,5 месяца Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возрастаДидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста МДОУ детский сад №3 «Теремок» р. п. Озинки Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Воспитатель: Кузнецова Н. Н.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй группе детей раннего возраста Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй группе детей раннего возраста по мотивам русской народной сказки.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Мягкий планшет — эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста Развиваемся играя. Мягкий планшет эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста. Подготовила: Сорокатая.

Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка дошкольного возраста посредством инновационной развивающей среды .

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей средыРазвитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей среды Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребенка с предметным миром. В этот период дети активно.

Значение сенсорного развития для детей раннего возраста В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования детского сада на первый план выдвигается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 23 октября 2017 в 12:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД