Лучший педагог года

Развитие познавательно-речевой деятельности

залина черкасова
Развитие познавательно-речевой деятельности

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Публикация «Развитие познавательно-речевой деятельности» размещена в разделах

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач (слайд)

1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

- Образовательная область «Познание»

ЗАДАЧИ:

-сенсорное развитие

-развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

-формирование элементарных математических представлений

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение ряда задач (слайд)

2. – Образовательная область «Коммуникация»

Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми

- развитие всех компонентов устной речи детей

- практическое овладение воспитанниками нормами речи

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: (слайд)

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Задачи:

- формирование целостной картины мира

- развитие литературной речи

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Приемы, используемые для развития познавательно – речевого развития традиционны (слайд)

4. НАГЛЯДЫЕ: наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций, экскурсии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ: упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность.

СЛОВЕСНЫЕ: рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Остановимся более подробно на некоторых из ни (слайд)

5. Экскурсия

Элементарно-поисковая деятельность

Игра

6. ЭКСКУРСИЯ

-

В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея. При этом отрабатывается монологическая речь. После таких экскурсий организовываются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети могут самостоятельно или с помощью взрослого представит продукты своего творчества. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить предложения и использовать языковые средства для соединения их частей. Т. е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутье.

Использование экскурсий в работе с детьми ведется по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребенка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно-речевому, творческому и эмоциональному развитию. (слайд)

7. 1НАПРАВЛЕНИЕ: Взаимодействия МБДОУ с социальными институтами города (музей, Художественная галерея, библиотека)

2 НАПРАВЛЕНИЕ: использование целевых прогулок в помещении МБДОУ и его окрестностях и создание мини-музеев в дошкольном учреждении.

Взаимодействие с социальными институтами города способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Посещение различных по тематике выставок формирует основы художественной и визуальной культуры дошкольников. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (продуктивную, познавательную, речевую, художественно-творческую). (слайд фото) три клика мышкой

Несмотря на огромную направленность городских музея, галереи в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра. Не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию.

Другое дело мини-музеи, созданные в дошкольном учреждении организуются с учетом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное во время экскурсий в такой мини-музей не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.

Интерьер музея постоянен. Обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда вызывают живой интерес у детей. Тематика выставок разнообразна и ориентирована на детей разного возраста: «Музей Природы», «Музей народного творчества», «Музей игрушек», «Музей музыкальных инструментов» и т. д. Независимо от тематики экскурсий задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учетом возрастных особенностей детей и требования программы.

ПОИСКОВО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя» Альберт Энштейн

Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличие у ребенка этого качества свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача педагога поддерживать любознательность, организуя поисково-исследовательскую деятельность, стараясь во время экспериментов ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать простейшие выводы. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака- это вата, потому что они белые, звезды- лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. В этом педагогу придут на помощь игры-эксперименты. (слайд фото) четыре клика

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересными увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее. Анализировать и сопоставлять факты. Делать выводы, и добиваться результата.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа. Служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А. С. Макаренко

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. (слайд фото)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей. (слайд фото)

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. (слайд фото)

Дидактические игры занимают особенно-важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. (слайд фото)

Остановимся подробней на некоторых видах игр.

ИГРЫ С МОДЕЛЯМИ

«Исследования показали, что дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их» Л. А. Венгер

Игры с моделями. Содержание, которых включает в се необходимые условия для познавательно-речевого развития в старшем дошкольном возрасте.

(слайд фото) два клика мышкой

Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.

Например. Детям предлагается составить на листе бумаги. При помощи геометрических фигур, план комнаты куклы. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Можно услышать следующие рассуждения: «Здесь, посередине будет стол. А вокруг много стульев; К Маше (кукле) придут гости и она их будет поить чаем; чашки будут стоять здесь, в шкафу около окна».

Дети с удовольствием воссоздают по разработанному ими плану устройство дома из игрушечной мебели. Любят приглашать гостей на новоселье куклы и вносить коррективы в свой план, если увидят что-либо любопытное в игрушечной квартире, обустроенной другим ребенком.

Подобные игры с моделями могут быть и в «Зоопарк»(где дети становятся экскурсоводам и в «Город строителей».

На схеме дети указывают. Какие животные живут в зоопарке, где находятся вольеры. Можно попросить обустроить так. Чтобы в южной части зоопарка были представители жарких стран, а в северной части, те, кто любит морозы. Разрабатывая экскурсионный маршрут нужно продумать. Что рассказывать о каждом обитателе. Здесь активизируются знания о флоре и фауне каждого уголка земного шара.

Игры с моделями могут быть и настольными. Дети рисуют и оформляют настольную игру самостоятельно или с помощью взрослого. В самодельные настольные игры дети играют с большим удовольствием, чем в игры заводского производства. Взаимодействие детей в процессе разработки модели, и самой игры достаточно продолжительное. Ребенок учится ставить игровые задачи и принимать их от сверстников. В игре с моделями возникает ролевая беседа.

Наличие стойкого познавательного интереса к игре позволяет самостоятельно решать появляющиеся конфликты, что положительно влияет на становление личности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРОТЕКА

• Дидактические и настольно-печатные игры

• Иллюстративный материал

• Коллекции

• Демонстрационный материал

• Оборудование для элементарного экспериментирования и наблюдений

• Мини-библиотека

Интересной формой познавательно-речевой сферы деятельности может стать познавательная игротека. Игротека охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип работы познавательной игротеки – все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Рубриками познавательной игротеки могут быть : «Цветочное королевство», «Экспериментируем вместе», «Путешествие по Солнечной системе» или любая лексическая тема.

Так же в приемной можно оформить уголок для родителей «Мама, поиграй со мной» и в течении года выкладывать перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома.

Таким образом, для детей познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт. «Сказка как познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста» ОБОБЩЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. «Сказка как познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста» ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-речевой деятельности
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 01:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД