Развитие познавательного интереса дошкольников

Галина Евгеньевна Курицына
Развитие познавательного интереса дошкольников

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

.

Имея высшее педагогическое образование и большой стаж педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что дело воспитания подрастающего поколения не только важно, но и очень ответственно.

Концепция модернизации основной упор делает не только на доступность образовательных услуг, но и на качество воспитания и образования детей. И здесь большая роль отводится формированию и развитию таких качеств личности как: инициативность, активность, развитая интеллектуальная культура, высокий познавательный интерес. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.

Мне лично очень интересно познавательное развитие дошкольников. Именно в нем я могу проявить свое профессиональное мастерство, поделиться опытом с коллегами. Изучая, наблюдая, проводя обследования своих воспитанников, я увидела, что у детей моей группы достаточно высокий познавательный интерес, выражающийся в большом количестве вопросов, в желании узнавать новое. Я стараюсь развивать данный интерес. В этом мне помогают логические блоки Дьенеша – уникальный дидактический материал. Они являются эффективным средством познавательного развития воспитанников, особенно в рамках программы «Детство». Блоки помогают развивать логико-математические представления детей, также помогают овладеть мыслительными операциями и действиями – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, решение творческих задач. Они ориентированы на индивидуальный подход к каждому ребенку, учет их способностей и особенностей.

Что же представляют собой логические блоки Дьенеша (ЛБД? Это набор объемных фигур – 48 штук, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Кроме того, для работы с логическими блоками необходимы карточки – символы, с помощью которых можно описать любую фигуру. Использование таких карточек позволяет развить у детей способность к замещению и моделированию свойств логических блоков; выкладывая карточки, дети «рассказывают» о свойствах блока, создают его своеобразную модель.

На мой взгляд ЛБД являются эффективным средством для активизации вербальных форм познания – умения рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, давать характеристику группам.

Давно применяя на практике ЛБД, я разработала систему игр и упражнений. Она включает в себя пять этапов.

1этап – первичное знакомство с логическими блоками. Здесь используются две серии игр.

1серия – игры с ЛБД как с геометрическим лото. Можно предложить игры: «Сюрприз для малышей», «Мы – фантазеры», «Угадай-ка».

2серия – игры типа «Фигура, как тебя зовут?». Детям предлагается словесно обозначить признаки блоков, то есть назвать их «полное имя». Целесообразно использовать игры: «Давайте познакомимся», «Чудесный мешочек».

2этап – знакомство со знаками-символами. Здесь также берется две серии игр.

1серия – игры: «Волшебные карточки», «Загадки без слов», «Загадай и прочитай». Дети учатся составлять «портрет фигуры».

2серия – написание писем о фигуре. Игры: «Назови и нарисуй», «Соседи», «Отгадай-ка», «Какая фигура».

3этап – формирование операции классификации по одному и двум признакам.

Реализации этой цели помогут такие игры, как «Найди свой домик», «Спрячь мышку», «Игры с одним обручем». Дети учатся видеть общие признаки группы, комментируют свои действия. С целью формирования представления о последовательности выполнения действий предлагается игра «Фабрика». Когда дети освоят умение классифицировать предметы по одному признаку, им предлагаются игры на формирование навыка образования двух множеств. Это игры с двумя непересекающимися обручами, упражнения: «Засели домик», «Дружные пары».

Новой игрой становится игра «Волшебное дерево». Ее цель – формирование классифицирующей деятельности по различным признакам геометрических фигур, развитие умения работать со схемой, сравнивать и рассуждать.

Далее получает усложнение игра с двумя обручами. Здесь важно выяснить, где находятся четыре области:

• внутри обоих обручей

• внутри красного, но вне синего

• внутри синего, но вне красного

• вне обоих обручей

Очень важно обращать внимание детей на то, что фигуры надо назвать с помощью двух свойств – цвета и формы.

4этап – формирование операции классификации по трем признакам.

На этом этапе используются игры «Волшебное дерево» и «Фабрика» - усложнение заключается в описании фигур по трем свойствам. Также используются игры с тремя пересекающимися обручами, типа «Садовники».

5этап – формирование операции классификации по четырем признакам.

На этом этапе закрепляются знания, полученные ребенком ранее. Основное внимание уделяется развитию у детей умения самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы. Основные игры – это усложненные варианты игр «Фабрика» и «Волшебное дерево».

В результате проделанной работы у моих детей развивались не только познавательные способности. Положительную динамику получили такие стороны личности ребенка, как нравственная, коммуникативная, речевая.

Работу с ЛБД целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста и поэтапно решать задачи познавательного развития – это позволит добиться более высоких результатов, а значит и намного успешнее будет обучение в школе.

Курицына Г. Е.

воспитатель МБДОУ №38

Публикации по теме:

Анкета. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в опросе в целях подготовки к городской научно-практической конференции «Взаимодействие.

Презентация «Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников» Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников "к педагогическому совету.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 16:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Подвижная игра с прыжками и бегом на стимулирование двигательной активности.
Учитывая, что в утреннее время у детей была спокойная деятельность, решила провести подвижную игру более подвижного характера. Цель: Стимулирование...
«Цветные льдинки»
Зима – время чудес и интересных открытий. Это самое время, чтобы заняться экспериментами со льдом. Для того, чтобы этот процесс сделать ещё интереснее я с...
Мастер-класс «Новая жизнь — старой зимней шапки».
Уважаемые коллеги предоставляю вашему вниманию мастер-класс по оформлению жестяных банок для хранения ручек, карандашей, линеек и прочей канцелярии. Так...
Видео выступления детей на фестивале. Песня «Паровозик детства»
Видео выступления детей на фестивале. Песня "Паровозик детства" Дорогие друзья! Спасибо большое всем за добрые отзывы на мои публикации! Чтобы у вас не...
Мои впечатления о сакральной Праге.
Прага стоит на живописных холмах и утопает в зелени и буйстве красок садов, парков. В любое время года город красив и манит особой магией. Трудно остаться...