Развитие познавательной активности детей 2–3 лет в условиях ДОУ. Проект «Снег на ладошках»

Марина Тимохова
Развитие познавательной активности детей 2–3 лет в условиях ДОУ. Проект «Снег на ладошках»

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.

Известно что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Ознакомление детей с явлениями окружающего мира должно быть систематическим и целенаправленным.

проектной деятельности)

Современные требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольном учреждении предполагают внедрение в него новых технологий. Ведущее место принадлежит технологии творческого педагогического проектирования. Творчество, предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, что, в свою очередь, помогает в развитии познавательной активности ребенка.

Поэтому в практике своей деятельности по развитию познавательной активности детей 2-3 лет я использую проектную деятельность.

Проектная деятельность у детей 2-3 лет развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта у малыша не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.

В 2010 году мной был разработан и реализован проект «Снег на ладошках» для детей 2-3 лет.

Во время проведения проекта «Снег на ладошках» дети: - всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали, лепили снеговика, различные формочки, во время прогулки послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами); - были проведены речевые и подвижные игры: «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка?»; - дети познакомились с новыми художественными произведениями З. Александрова «Снежок», А. Барто «Снег», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка», С. Высотская «Снежный кролик»; - были проведены беседы: «Зима и её приметы», «В какое время года выпадает снег», «Зимние развлечения», «Какие постройки мы делаем зимой»; - рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав;

- Дети приобрели навыки в рисовании пальчиковой гуашью, отражая в своих работах впечатления о зиме.

В ходе проекта «Снег на ладошках» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.

Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый. Итоговым продуктом проекта мы представили групповую работу макет «Снеговик в лесу».

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, свой познавательный проект я построила по принципу «Что вижу, то и познаю», «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Моими помощниками стали наглядные средства. Изучая окружающий нас мир, настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся.

Моя небольшая практика работы с детьми убеждает в том, что проектирование - сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Маленькие дети познают мир – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном проекте представлены примерные игровые ситуации, помогающие развивать познавательную сферу детей 2-3 лет, так как в этом возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно детская любознательность, может зародить искру для новых поисков, проектов и открытий.

Прикреплённые файлы:

cneg-na-ladoshkah_0rqv8.ppt | 9841 Кб | Скачан: 261
 
Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Познавательно-исследовательская деятельность в условиях реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Проектный метод как вариант интеграции.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей 2–3 лет в условиях ДОУ. Проект «Снег на ладошках»
Опубликовано: 29 августа 2013 в 18:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...