Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов (3 фото)

юля мещанинова
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, экспериментальной активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое- основа формирования этого качества.

Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов» размещена в разделах

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности, который широко применял в своей практике С. Френе. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом мы понимаем самостоятельную и коллективную творческую работу, имеющую социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Использовать метод проектной деятельности целесообразно начиная со старшего дошкольного возраста. Так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

В образовательной практике дошкольного учреждения можно выделить следующие этапы работы над проектом.

1. Целеполагание

Детям дошкольного возраста сложно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, воспитатель должен наводить детей на проблему или провоцировать ее возникновение, стараться вызвать к ней интерес.

2. Разработка плана деятельности

- к кому обратится за помощью (к педагогу, родителю, специалисту);

- в каких источниках найти информацию;

- какие предметы (оборудование) использовать.

Необходимо помнить, что проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, поэтому тема, форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

3. Выполнение совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой и практической деятельности

Привлекая родителей к данной деятельности воспитателю необходимо продумать каждое задание. Важно чтобы оно было не слишком трудоемким и выполнялось с «желанием и радостью», а в случае необходимости педагог мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. (Приготовить альбом с фотографиями садовых цветов, нарисовать плакат в защиту животных, изготовить кормушку и т. д.)

4. Публичное представление продукта проектной деятельности

На защиту можно пригласить гостей, родителей, детей из других групп. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить детям для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

5. Подведение итогов, определение новых задач для будущих проектов

Во время реализации проекта, помимо прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой, воспитателю важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлось «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Освоить данную форму работы не сложно. Она увлекает не только детей, но и педагогов. Для достижения успеха стоит придерживаться лишь несколько правил:

- учитывать интересы детей;

- организовывать деятельность без принуждения;

-предоставлять детям самостоятельность, поддерживать их инициативу;

- достигать цели поэтапно;

-тему работы выбирать из ближайшего окружения ребенка, адекватную его возрасту.

Рассмотрим развитие познавательных способностей детей путем проектной деятельности в старшей группе детского сада № 14 г. Королев, Московская область.

Проект «Огород на окне»

Тип проекта : познавательно – исследовательский.

Вид проекта : краткосрочный, групповой.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей : 5 – 6 лет.

Проблема: уровень знаний детей о растениях поверхностный. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их развития и роста.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных и исследовательских интересов в процессе выращивания овощных и цветочных культур в комнатных условиях, создание в группе огорода на окне.

Задачи:

- обогащать и расширять представления детей об овощных и цветочных культурах;

- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

- формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;

- активизировать речь и обогащать словарь детей;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

- развивать познавательные и творческие способности детей;

- формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;

- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Предполагаемые результаты:

- формирование у детей знаний об овощных и цветочных культурах;

- выявление детьми многообразия и разнообразия посевного материала;

- формирование уважительного отношения к труду;

- развитие познавательного интереса к природе;

- развитие коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества;

- активное участие родителей в реализации проекта;

- создание в группе огорода на подоконнике.

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный:

- выявление интереса к теме и уровня знаний (беседы) детей об овощных и цветочных культурах.

- подбор загадок, пословиц, поговорок по теме.

- сбор иллюстративного и информационного материала

- изготовление табличек с названием растений и датой посева.

- приобретение семян, инвентаря, подготовка почвы

- сбор бросового материала для оформления огорода на окне

- разбивка огорода на подоконнике (выбрать контейнеры для посадки, наполнить их землей)

2. Основной:

- цикл познавательных занятий по изучению овощных и цветочных культур (наблюдения на улице)

- посадка семян в землю (рассматривание семян, дать детям понятие о том, что форма и размер у разных растений разные). Посадить огурцы, салат, цветы, лук.

- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания растений в комнатных условиях. Проведение опытов и экспериментов с целью установления связи: растения – вода, растения – почва, растение – тепло.

- наблюдения за растениями:

Опыт «Наблюдение за ростом лука в различных условиях» Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука.

Практическая деятельность на «грядке». Дети учатся правильно ухаживать за посаженными растениями.

- отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей

- ведение дневника наблюдений

3. Заключительный:

- анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей

- составление коллективной стенгазеты «Наш огород»

- выставка детских работ

- праздничное открытие «Огород на окне»

- презентация проекта

Работа с родителями:

- приобретение семян, почвы, инвентаря

- сбор бросового материала

- помощь в изготовлении макетов для огорода

- консультации, беседы по теме проекта.

Планирование (вместе с детьми, исходя из их интереса) :

Игровая деятельность:

настольно – печатные, дидактические игры – «Овощи – фрукты», «Вершки и корешки», «Сад – огород», «Четвёртый лишний», «Во саду ли, в огороде», «Что растёт на огороде», «Чудесный мешочек», «Назови растение», «Найди такое же» и др. ;

подвижные игры – «Овощи в корзинку», «Беги к цветку» и др. ;

сюжетно – ролевые игры – «Цветочный магазин», «На даче», «Овощной магазин», «Повара»;

игры – драматизации – «Репка», «Вершки и корешки».

Беседы:

- Что такое огород на окне;

- Какие растения можно вырастить на подоконнике;

- В мире растений;

- Всё начинается с семечки;

- Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений;

- Чем полезны овощи и др.

Опытно – экспериментальная деятельность:

- проращивание семян;

- строение растений;

- рост и развитие растений;

- узнаем, какая земля.

Коммуникативная деятельность:

составление рассказов – «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», чтение пословиц, поговорок о труде;

художественная литература–О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», А. Максакова «Посадила в огороде», бел. нар. сказка «Пых», К. Чуковский «Огород», загадки, пословицы об овощах, фруктах.

Продуктивная деятельность и художественное творчество:

Конструирование и ручной труд:

- «Дачный домик»

- «Ферма»

Рисование:

- «Помидоры в банке»

- «Репка» (по мотивам русской народной сказки)

- «Красивые цветы».

Аппликация:

- «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

- «Цветочная клумба»

- «Золотые подсолнухи»

Лепка:

- «Во саду ли, в огороде»

- «Ваза для цветов»

Познавательноисследовательская деятельность:

- составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Труд:

- составление графика полива огорода

- организация дежурства

- коллективные и индивидуальные трудовые поручения.

Для проверки эффективности метода проектов были определены показатели и подобраны диагностические методики. В процессе познавательной деятельности дети научатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Помня о том, что важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе работы; соответственно, и оцениваться будет не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

На подготовительном этапе эксперимента было проведено наблюдение и мониторинг формирования у детей интегративного качества «Любознательный, активный» (автор Ю. А. Афонькина) детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика интегративного качества «Любознательный, активный»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов

Высокий уровень –3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл.

Результаты диагностики уровня развития детей

НАЧАЛО ГОДА: КОНЕЦ ГОДА:

Высокий уровень 3 детей 15 % Средний уровень 12 детей 63 % Низкий уровень 4 детей 21 %

Высокий уровень 11 детей 57 % Средний уровень 8 детей 42 % Низкий уровень 1 детей 5 %

Фото №1 Ребенок рождается исследователем

Изменение критериев оценки до и после исследования (Рис. 1) показывает, что в среднем по группе по всем критериям показатели увеличились, т. е. изменения позитивные, в совокупности это приведет к увеличению уровня исследуемого качества в целом.

Фото №2 Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным практически непреодолимым

Изучение динамики развития интегративного качества «любознательный, активный» позволил сделать вывод о позитивности изменений (Рис. 2). У большего количества дошкольников отмечается высокий уровень исследуемого качества (с 15% до 57%). Снизилось количество детей со средним уровнем развития любознательности, активности (с 63% до 42%) и низкими показателями (с 21% до 5%).

Результаты работы по проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников. Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:

– на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

– на приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение их планировать;

– на формирование таких качеств, как умение договариваться.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательной Активности детей дошкольного Возраста Воспитатель Волощук Елена Владимировна.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности.

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности Расскажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму. (Китайская пословица) Особенности детского экспериментирования. В.

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические.

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода» Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода» Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов
Опубликовано: 18 июня 2017 в 14:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД