Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром

Галина Блинова
Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром

(Методический проект для педагогов)

В современном обществе снизилась мотивация детей к процессу приобретения знаний. В связи с этим, происходит поиск новых технологий, методов и приёмов, которые бы не снижали интерес к познанию. Актуальным становится использование активных методов обучения (АМО, которые вовлекают дошкольников в активную познавательно-исследовательскую деятельность, организованная деятельность носит творческий характер.

Ознакомление детей с окружающим миром приобретает всё большую активность. В помощь воспитателям для работы с детьми было разработано методическое пособие «Познавательное развитие детей 5- 7 лет», в котором раскрыты близкие, доступные детям темы: «Моя семья», «Мой дом», «Домашние животные», «Птицы», «Виды транспорта», «Профессии»… В конце каждой темы – подборка игр, игровых упражнений, стихов, вопросов,направленных на развивающее обучение.

В 2012 году методическое пособие вошло в основной список литературы в соответствии с ФГТ по образовательной области «Познание» рекомендовано, как основное в образовательной области «Познание», раздела «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

В соответствии с ФГТ, копилка познавательного материала, постоянно пополняется, её могут использовать педагоги, планируя НОД и итоговые мероприятия по тематическим неделям, создавать электронные презентации для познавательных вечеров, викторин, совместных с родителями мероприятий.

Цель:

Развитие инновационного потенциала педагогического проектирования, направленного на реализацию ФГТ.

Задачи:

• научить педагогов самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС;

• обогатить педагогический процесс новыми возможностями.

Познавательная активность выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

С появлением технических средств в ДОУ, у педагогов появилась возможность разнообразить НОД с детьми, повысить её эффективность. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения детьми, позволяют повысить мотивацию к познанию окружающего мира.

Игры с применением электронного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной. Минимум утомляемости, повышается интерес к обучению, любая информация усваивается детьми быстрее и лучше.

Познавательная информация не только расширит кругозор ребёнка, но и станет необходимым фундаментом его дальнейшего успешного обучения в школе. В процессе ознакомления с окружающим миром у ребенка формируется образ или картина мира.

Одной из главных особенностей ознакомления детей с окружающим миром является ее комплексный, системный характер, поэтому необходимо составить примерное комплексно-тематическое планирование на учебный год.

Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром должен включать не только НОД, но и воспитательно-образовательную работу педагогов с детьми в повседневной жизни в условиях детского сада (наблюдения в быту, на прогулках, этические беседы, а также семейное воспитание. Необходимо предоставить детям возможность отразить впечатления, полученные в НОД, во время экскурсий, прогулок, в рисунках, творческих рассказах.

Особенности работы с детьми

• Предоставление воспитанникам возможности задавать вопросы, не сдерживать их активность и инициативу.

• Стремление к созданию успеха для каждого ребёнка.

• Привлечение к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.

• Использование личного опыта каждого ребёнка.

• Использование наглядного материала. Дети познают окружающий мир через яркие образы, конкретно и наглядно.

• Создание «трудных ситуаций», как возможностей применения новых знаний.

Чередование видов работ, типов деятельности, для снижения утомляемости детей.

• Продумывание педагогом возможностей для ребёнка проявить себя.

• Педагоги ДОУ используют в обучении дошкольников игровую форму, увлекая их в мир знаний с помощью дидактических игр, двигательных и развивающих упражнений, творческих заданий, познавательных рассказов, решения проблемных ситуаций.

• Дети лучше усвоят знания об окружающем, если им покажут небольшой фильм, используя ИКТ. Это может быть история России, нашего города, каких-то предметов, животный и растительный мир Самарского края, мультфильм, неправильное поведение героя которого, привело к большим неприятностям.

• Велико значение сказки, как средству приобщения к миру человеческих судеб, к миру историй, к творческим преобразованиям.

• Положительный компонент. На фоне положительных эмоций лучше развиваются все психические процессы. Позитивные настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Ощущения счастья и радости имеют тенденцию способствовать эффективному выполнению разнообразных познавательных задач, увеличивают мотивацию к учебной деятельности.

• Очень актуальна на современном этапе тематика основ безопасности дошкольников. Организуя с детьми НОД, беседуя на различные темы, можно устраивать минутки безопасности.

• Всё больше внимания рекомендуется уделять социально-нравственному воспитанию, ознакомлению детей с общепринятыми в обществе правилами, основами ЗОЖ. Наглядного материала, доступного детям, к сожалению пока недостаточно. Можно подобрать серию небольших фильмов, доступных для детского восприятия.

Формы работы с детьми

• Непосредственно - образовательная деятельность.

Познавательные вечера, викторины, конкурсы.

• Наблюдения, опыты, эксперименты.

• Чтение энциклопедической и детской художественной литературы.

• Организация выставок, коллекций.

• Посещение музеев (с родителями).

• Встречи с интересными людьми.

• Демонстрация небольших фильмов, сказок, презентаций.

Рекомендации по формированию познавательных интересов

Всем педагогам известно, что информация, которая вызвала у детей интерес, усваивается гораздо лучше, поэтому, эффективно:

• использование сюрпризных моментов (двигающие, плавающие игрушки, магнитный театр)

• внесение новых и знакомых детям предметов (электронная карта, кормушка для птиц);

• использование загадок, хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои;

• доброжелательное и уважительное отношение к детям;

• поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;

• использование игровой формы, предложения что-то придумать, задать интересующие вопросы по предложенной теме;

• адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности воспитанника (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

Важно:

• вовлекать ребёнка в активное освоение окружающего мира,

овладеть способами познания помогают игры и игровые упражнения;

• организовывать работу по темам, возникающим в течение учебного года на основе вопросов и пожеланий детей, по темам вызывающим у детей особый интерес, для этого необходимо оставлять определённый промежуток времени, составляя перспективный план тематических недель;

• задавать, как можно чаще, вопросы типа: «Как ты думаешь?»,

всегда внимательно выслушивать рассуждения ребёнка;

• рассматривать любопытные вещи, книги, истории;

• больше общаться, чаще говорить с каждым ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем признаки и свойства предметов; рассуждать вслух и обосновывать свои суждения;

•использовать загадки, пословицы и поговорки, в основе которых народная мудрость.

•проводить с детьми эксперименты и опыты, они помогают расширить кругозор детей, учат устанавливать простейшие взаимосвязи.

•творчески использовать метод проектов, мыслительные карты.

Мыслительные карты

Представить окружающий мир в разных взаимосвязях, связав продуктивную детскую деятельность общим содержанием, сделав её осмысленной. Таким требованиям отвечает метод использования ментальных карт, который давно применяется в дошкольном воспитании многих зарубежных стран.

С помощью интеллект – карты можно в наиболее естественной и забавной манере превратить познавательный материал в логически связанную карту и помочь ребёнку усвоить его.

Темы, по которым можно составить мыслительные карты могут быть самыми различными. Одна из тематических недель перспективного годового планирования посвящена теме «Сказки». Детей можно познакомить с видами сказок, способом передачи сказок, показать воспитательную ценность сказки, познакомить с профессиями, которые связаны со сказками, играми различными по содержанию.

Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Формы работы с родителями

• Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

• Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ.

• Семейные проекты «Моя семья»,«Генеалогическое древо нашей семьи».

• Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»

• Семинар - практикум по организации познавательно –исследовательской и проектной деятельности дошкольников.

Познавательные вечера по различной тематике, где родители – активные участники.

Перспективы

Работа педагогов по готовым конспектам всё больше уходит в прошлое. Творческий воспитатель стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и собственные интересы, и возможности ДОУ, и тенденции образовательной системы города, страны. Важно научить педагогов самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми во всём многообразии, взаимосвязях.

Важно разработать систему развивающего материала, в котором раскрыть перед детьми окружающий мир во всём многообразии и разных взаимосвязях. Широко использовать ИКТ, электронные презентации для более эффективного и качественного усвоения информации дошкольниками.

Использовать копилку электронных дисков с презентациями различной тематики в работе с родителями (ребёнок, долго не посещающий ДОУ по какой-либо причине, может получить необходимые знания дома, просмотрев с родителями электронный диск).

Используемая литература:

1. Козлова С. А. Мой мир. М. ,2000

2. Козлова С. А. Программа «Я – Человек». М., 2004

3. ДыбинаО. В. Ребенок и окружающий мир. М., 2005

4. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М., 2010

5. Карунова Л. А. Использование элементов современных педагогических технологий в деятельности ДОУ. Самара, 2005

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Театрализованные игры в период адаптации к детскому садику Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию в которой я хочу поделиться опытом успешного преодоления адаптационного.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром
Опубликовано: 21 января 2014 в 16:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...