Папки-передвижки

Развитие познавательной активности посредством экспериментирования

Любовь Валентиновна Кужелева
Развитие познавательной активности посредством экспериментирования

Проблемой развития активной, творческой личности занимались многие педагоги и психологи: О. В. Дыбина, О. Л. Князева, Л. М. Маневцова, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Н. Б. Шумакова и другие, которые считают, что воспитание активной, самостоятельной, творческой личности – одна из основных задач дошкольного образования. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания.

Публикация «Развитие познавательной активности посредством экспериментирования» размещена в разделах

Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребёнка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений. Одним из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников является экспериментирование.

Передо мной встала задача: перестроить содержание занятий, включить экспериментирование в учебно-воспитательный процесс, внедрить детское экспериментирование в занятия, которые будут носить развивающий познавательный эффект.

Тема моего проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность».

Цель: Создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Для достижения цели определила следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей познавательных способностей :

* развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.

* формирование способов познания путем сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Мероприятия:

• занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей;

• функционирование экспериментальной мастерской в группе «Уголок для Пина»;

• оформление полочки с подборкой научно-энциклопедической литературы «Хочу все знать» (например, энциклопедия опытов);

• открытие «Полочки удивления» (например появления воронок для очистки воды, одноразовых пакетов, свечки, и т. д.);

• внесение элементов опытно-экспериментальной работы, с детьми в продуктивные виды деятельности;

• использование методов и приёмов экспериментирования на познавательных занятиях, в ходе прогулок, сюжетно-ролевых игр;

дидактические игры по опытно – экспериментальной деятельности;

• КВНы, развлечения;

непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

Методы и приемы, используемые в работе:

1. рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

2. постановка вопросов проблемного характера, рассуждение;

3. наблюдение (познавательное общение);

4. эвристические беседы;

5. дидактические игры;

6. моделирование (создание моделей);

7. трудовые поручения;

8. фиксация результатов (отыскать находку);

9. опыт.

На начальном этапе изучила научно-методическую литературу по данной теме:

Отработала следующую систему работы.

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

5. Проведение ежедневных бесед.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.

Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Поэтому в группе оформила уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:

• Песок и вода.

• Звук.

• Магниты.

• Бумага.

• Стекло.

• Резина.

Для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразное оборудование:

— разнообразные емкости; — шприцы, трубочки — увеличительные стекла, лупы; — измерительные приборы; — компас, бинокль; — губка, пенопласт, поролон, и т. д.

Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. И я решила провести анкетирование родителей. Целью, которой было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком. По результатам анкетирования оформила: письменные консультации и ширмы-передвижки, провела родительское собрание.

Каждый год в детском саду проводится выставка поделок из природного материала по теме: «Природа, творчество и фантазия». Родители вместе с детьми принимают активное участие. Природный материал для изготовления поделок, заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, камушки и др. Процесс изготовления поделок положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает творческую активность.

За основу в своей работе я взяла программы Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» и Дыбиной О. В. «Ребенок и окружающий мир».

Разработала перспективный план по экпериментальной деятельности, с целью развития поисково-познавательной активности о неживой природе (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:" сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Каждую неделю мы посвящаем определенной познавательной теме :

«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др. Изучая новую тему, используем определенную структуру:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов;

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный момент (почему так);

• ситуация выбора.

В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в предметах известные свойства, а в незнакомых – наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это в непроизвольной и увлекательной атмосфере игры.

Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Целенаправленная работа позволила:

Сформировать у детей знания об окружающем мире, навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

Повысить уровень овладения экспериментальной деятельностью, речевую активность.

Обогатить активный словарь.

Развить связную речь

Публикации по теме:

Игровые проблемные ситуации как средство развития исследовательской активности старших дошкольников Одним из ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное желание к познанию и исследованию мира. Исследовательская.

Творчество детей. «Волшебные камни»Творчество детей. «Волшебные камни» В летний период в детском саду предоставляется больше времени для развития творческой активности ребенка, а именно больше времени для творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности посредством экспериментирования
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 22:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД