Папки-передвижки

Развитие познавательных интересов у детей на занятиях

Диана Складнева
Развитие познавательных интересов у детей на занятиях

Основной формой обучения детей с речевыми нарушениями являются занятия. На занятиях /фронтальных, подгрупповых, индивидуальных/ дети приобретают новые знания, у них формируются определённые умения, интерес. Занятия, связанные с изображением предметов и явлений окружающего мира. Это лепка, аппликация, рисование, конструирование. Они направлены на уточнение значений слов, развитию понимания и интереса, активизацию обращённой речи. На занятиях по рисованию обогащается словарь детей названиями цветов, нужно не просто назвать цвет и повторить это слово или узнать цвет, а также произвести действия с различными по цвету предметами. Например, дети рисуют мак и одуванчик. Показывая на лепестки, стебли, листья спрашиваю, каким карандашом они на-рисовали. Дети поднимают соответствующий карандаш и называют цвет. На индивидуальных занятиях они с удовольствием и правильно раскрашивают приготовленные контуры мака и одуванчика. Обучая названиям цветов, провожу дидактическую игру "цветы и бабочки", где дети, действуя, отыскивают необходимый цвет. Красные, жёлтые, зелёные, синие листья разбросаны по полу. Такого же цвета в руках детей бабочки. По моему сигналу бабочки должны присесть рядом с листиками такого же цвета. Дети очень любят эту игру. Играя, они учатся непростому для них делу - умению сопоставлять, различать и называть цвет правильно реагировать на изменения ситуации.

Публикация «Развитие познавательных интересов у детей на занятиях» размещена в разделах

Другое занятие : рисуем животных - создаём книгу по мотивам Е. И. Чарушина, Дети много интересного узнали об авторе /детёныши разных животных воспитывались у Чарушина,он их рисовал, записывал свои наблюдения за ними; с умилением рассматривали иллюстрации к книге "Медвежата-медвежата" - как пьют молоко из бутылки, купаются в корыте и др. И всем без исключения детям пришлось по душе домашнее задание: «Родителям записать рассказ своего ребёнка о том животном, которого он нарисовал».

На занятиях по конструированию из бумаги самым главным является научить ребёнка различным способам превращения листа бумаги в объёмную форму, уточнить значение слов, развитие понимания обращённой речи. Особый интерес у детей вызывает изготовление игрушек из бумаги.

С удовольствие мы не только конструируем, но и лепим. Здесь дети учатся передавать в лепке сходство и характерные особенности предмета, закрепляют приёмы создания различных форм /овал, круг и т. д. радуются, что получается похожее изображение. Так, при лепке мыши особый восторг у детей вызвало появление мыши - мамы / моя работа / и расположение вокруг неё вылепленных маленьких мышат.

Дети должны прийти в школу с развитыми практическими навыками сравнения и измерения величин по разным параметрам. Поэтому, кроме занятий по математике в группе, на прогулке зимой расчищая дорожки, дети шагами измеряют их, сравнивают по длине и ширине, а потом отправляются в "путешествие" чтобы найти предметы, о которых можно сказать: "широкий", "узкий", "длинный" /'короткий". Они определяют ширину и длину всех лавочек на участке. качелей, лыж, санок, сравнивают их по ширине, длине. Так дети уточняют значение прилагательных с противоположным

значением /широкий-узкий, длинный - короткий/, упражняются в словоизменении /широкий-шире, узкий-уже/ и учатся использовать эти слова в самостоятельной речи.

При изучении темы : "Состав числа"5"из 2-х и более меньших чисел идём путём преобразования выполненных заданий и в процессе творческой деятельности детей, закрепляем приёмы лепки круглых форм /комплексное занятие математика лепка/, "Бусы для принцессы". На этих занятиях мы не только закрепляем представления детей об образовании числа"5", но и учим обозначать группы геометрических фигур цифрами. Для закрепления состава числа "5" детям предлагается самостоятельная работа.

Экологическое воспитание имеет большое значение в формировании познавательных интересов у детей. Это необходимо для осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Очень интересную, результативную работу я проводила в старшей группе по изучению темы "Бремена года". Каждое время года изучается в соответствующие календарные периоды. Весной, обращая внимание детей на пробуждение природы, я провела занятие, на котором ребята держали в руках тополиную веточку с раскрывающимися листочками. Они трогали листочки, смотрели на них, нюхали, отмечали, что листочки тоненькие, клейкие, ароматные, светло-зелёные, почки закрытые и раскрывающиеся. После такой работы выучить стихотворение, хотя и не очень простое, оказалось делом не сложным.

"На могучем тополе дружно почки лопнули. И из каждой почки вылезли листочки. Развернулись трубочки, распустились юбочки, оглянулись улыбнулись и сказали: «Мы проснулись!"

С большим интересом дети занимались при изучении темы : "Растения" Рассмотрели одуванчики : белый и жёлтый. Рассмотрели семенное соцветие, подули, видели как разлетаются пушинки - стрелочки и всё это с радостью, с удивлением. И никакой трудности в запоминании новых слов :

"Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится в беленькое платьице, лёгкое воздушное, ветерку послушное".

Сколько радости и живого интереса доставила ребятам работа с моделью "Сухое /несчастное / дерево". На время занятия дети стали юными экологами и сухое дерево от заботы и доброты стало "счастливым", т. к. дети помогли ему : полили, окопали, замазали раны, обрезали сухие ветки, ещё раз полили.

Поскольку дети с речевыми нарушениями имеют различные особенности общего и речевого поведения, иногда прямо противоположное, то по отношению к одним детям это будет воспитание выдержки преодоление импульсивности, а по отношению к другим - воспитание смелости, инициативности, контактности, преодоление застенчивости, замкнутости. Я имею в виду психогимнастические упражнения, направленные на снижение дезадаптации у детей с недоразвитие речи. Регулярное их выполнение помогает освободиться от отрицательных эмоций:

развивать эмоциональную сферу, коммуникативность.

Упражнения :"Общение в паре", "Встреча", "Зеркало", "Животные" и др. использую в режимных моментах, на физ. минутках, занятиях.

Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличии от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывал Л. С. Выготский, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

У детей, уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретом взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации /по разумению взрослых/, запрет на слёзы /особенно для мальчиков/, запрет на выражение страха. агрессии. Контроль со стороны взрослых в воспитании и детей, конечно необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы взрослых.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Например, такая развивающая игра "Люблю-не люблю", цель: развитие воображения и мимических движений. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая своё отношение к данному продукту или блюду.

Таких игр много, это и "Повтори фразу", "Фантазии!; "Я и животное" и др. В конспектах 1/22,23,24 представлены задания для изучения эмоциональной сферы ребёнка, развивающие игры, занятия. Кратко дана характеристика и важность формирования "умных" эмоций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате я пришла к выводу, что только знание, основанное на интерес се, может постоянно и устойчиво влиять на умственное развитие ребёнка, и я убеждена в огромном влиянии интереса на приобретение знаний и в преимуществе влияния на развитие ребёнка знаний, основанных на интересе, по сравнению с влиянием тех. знаний, которые приобретены без интереса.

Под влиянием интереса резко изменяется весь характер деятельности ребёнка. Есть ещё очень важная сторона интереса, о которой обычно забывают при воспитании ребёнка. Нередко мы стараемся дать ему всё, чтобы подготовить его к будущему. Мы говорим: "Это нужно", "Ты должен"," Это тебе пригодится в будущем". Но ведь ребёнок имеет право на настоящее! Почему он должен радоваться жизни потом, а теперь томиться от скуки? Много нужно необходимо, но оно не должно заслонять собой жизнь ребёнка. Задача состоит в том, чтобы превратить малоинтересное для ребёнка дело в интересное. Тогда его не придётся принуждать к занятию этим делом. В этом случае ему будет легче преодолевать трудности. Их преодоление принесёт ребенку радость, даст уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Давай поиграем в цвета» Экспериментируя с цветом, формой, художник спонтанно выражает свой внутренний мир и свое восприятие окружающего пространства. Так и ребенок.

Как правильно отвечать на вопросы детей Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов.   Дети задают их когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов у детей на занятиях
Опубликовано: 9 августа 2012 в 14:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД