Лучший педагог года

Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики

Раиса Беляева
Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики

Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте, я считаю, является подготовка ребёнка к школе. Поэтому необходимо в полной мере развивать у детей познавательные процессы.

В своей практике использую различные методы развития познавательных процессов у дошкольников, но особое внимание уделяю методу музейной педагогики. Так как мини-музеи в силу своей природы способны играть большую роль не только в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей, социально-коммуникативном развитии, речевого развития, но и в развитии их творческих и познавательных способностей.

Публикация «Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики» размещена в разделах

В создании любого мини – музея лежит история (идея) его создания: а было это так: собираясь на прогулку, подходит ко мне со слезами Матвей, оказалось, потерялась пуговица от рубашки. Конечно, мы с ребятишками стали помогать ему, искать пуговицу, но она как назло куда – то закатилась. И Соня сказала: «Не плачь, у меня дома много пуговиц, я тебе завтра принесу, и мы пришьём тебе новую пуговицу». «А я тоже принесу», «И я» - отозвались другие дети. На следующий день дети, как и обещали, вместе с родителями принесли пуговицы, но, к сожалению, ни одна из них не подошла для рубашки Матвея. И появился первый вопрос: А почему она не подходит? И дети узнали, что пуговицы все разные – одни с петелькой, другие плоские. Так у нас появилась на свет идея проекта «Волшебная пуговка». Родители воспитанников предложили свою помощь для реализации данной идеи.

Первый этап нашего проекта – подготовительный. С детьми выбрали уголок в группе, а наши родители помощники принялись за дело – папы соорудили полочки, а мамы отыскали интересные коробочки и шкатулки для хранения пуговиц, подготовили образцы способов пришивания пуговиц, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме.

Второй этап совместного проекта осуществлялся через организацию деятельностного подхода с воспитанниками группы, направленного на познание и творческое превращение окружающего мира, открытия перед ребенком всего спектра возможностей использования пуговиц. Так мои воспитанники в рамках трудовой деятельности учились пришивать пуговицы. В ходе сюжетно-ролевых игр "Мы дизайнеры", «Ателье» дети подбирали пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п., придумывали свои образцы дизайнерских пуговиц.

Игры "Найди пару", "Какая лишняя?", «Подбери к одежде», "Выложи узор" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде, с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц в результате получилась - пуговичная мозаика. Совместно с родителями нашли еще одно применение пуговицам - массажные коврики для профилактики плоскостопия «Здоровей-ка!». Релаксационное воздействие на организм, снятие психоэмоционального напряжения у ребенка оказывает «Пуговичный аквариум», изготовленный одной из мамочек по рекомендациям педагога-психолога нашего дошкольного учреждения. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц доставляет и детям, и взрослым огромное удовольствие. А в ежедневной развивающей работе с дошкольниками пуговицы становятся инструментом для проведения игровых коррекционных упражнений, индивидуальных игр, массажа. В ходе продуктивной деятельности изготавливали аппликации, панно, подарки для мам – бусы, браслеты, мальчики научились применять пуговицы в качестве колес для своих автомобилей. В ходе художественного чтения мы с ребятами, не только читали сказки про пуговицы, но, дети с большим интересом придумывали свои сказки и с азартом ими делились.

Результатом проекта стал мини-музей «Чудесная пуговка», где образцы пуговиц были сгруппированы по видам: «Детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», "Пуговицы для верхней одежды", «Пуговицы-украшения», «Пуговицы специального назначения» для морской, военной формы и формы почтальонов.

Подводя итог совместного проекта, я могу с уверенностью сказать, что участие в проекте способствовало повышению познавательных процессов : восприятие развивали в ходе занятий и игр с пуговицами: выкладывание пуговичной мозаики, сравнение пуговиц между собой по цвету, размеру, форме; рисовании и лепке пуговиц. Произвольность внимания тренировали играми с пуговицами – «Угадай, что изменилось», «Найди похожую пуговицу» (по цвету, размеру, материалу). Для развития произвольной памяти читали сказки о пуговицах с последующим пересказом, заучивали стихи, пословицы и поговорки. Воображение развивали при помощи игр и упражнений творческого характера – придумывание своей пуговицы, изобретение приспособлений, заменяющих пуговицы, выкладывание из пуговиц изображений и узоров по образцу и замыслу. Через игры с пуговицами дети разгадывали головоломки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры, тем самым развивали мышление. При составлении описательных рассказов, сочинении сказок о пуговицах развивали речь. Мои воспитанники стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Можно сделать вывод, что реализация данного проекта позволила развивать познавательные процессы в интересной для детей форме. Проект в полной мере способствовал формированию целевых ориентиров дошкольника.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Коррекционная программа развития познавательных процессов старших дошкольников Целью коррекционно – развивающей программы является развитие познавательных процессов детей. Программа содержит 8 групповых занятий, которые.

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности» Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.

Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы Обзор методической литератры по теме : «Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы» Восприятие.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их тропой исканий…» Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет.

Проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Актуальность.

Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают.

Сообщение из опыта работы «Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики» Патриотическое воспитание детей через музейную педагогику «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви.

Выступление на педсовете «Развитие познавательных процессов на занятиях по математике» Развитие познавательных процессов на занятиях по математике. (слайд 2) Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей.

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики МБДОУ «Детский сад с. Терновка» Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики. (консультация для педагогов).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики
Опубликовано: 7 марта 2016 в 18:04
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД