Развитие процессуальной игры в раннем возрасте

Наталия Радыгина
Развитие процессуальной игры в раннем возрасте

Игровая деятельность имеет важное значение в развитие ребёнка. Игра способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи, в ней закладываются основы творчества. Игра развивает у детей произвольное поведение и самостоятельность. Сильный эффект имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с взрослыми. Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребёнка необходимо научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является ранний возраст. В это время создаются условия для появления особого вида детской деятельности – процессуальной игры. В её основе лежат предметные действия, которые осваивает ребёнок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. Процессуальная игра является важной предпосылкой к переходу ребёнка на следующий этап развития, на котором ведущей деятельностью становится сюжетно – ролевая игра.

Ребёнок впервые пришёл в детский сад и не умеет играть, необходимо вызвать у малыша интерес к игре, вовлечь его в воображаемую ситуацию. Ввожу в игровую ситуацию, наделяя игровым смыслом его действия с предметами, например, ребёнок возит за верёвочку грузовик, предлагаю покатать на нём зайку, подвезти его к домику.

Чтобы переключить малыша с манипулятивной деятельности на игровую, организую игру рядом с ним. Если ребёнок не включается в игровую деятельность, не настаиваю, пусть просто наблюдает за игрой взрослого. Для вовлечения малыша в игру прошу его о помощи (подать полотенце, принести расчёску) или распределяю действия: «Я одену кукле Оле платье, а ты её расчешешь». Благоприятное влияние на формирование интереса детей к игре, умение действовать в условном плане оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты. Во время обеда усаживаю рядом с детьми куклу, которая будет кушать. Укладывая детей спать, предлагаю им убаюкать любимую игрушку, а после сна одеть её.

На следующем этапе развития игровой деятельности обогащаю игровой опыт детей. Способствую полноценному развитию игры разнообразными методами. Поддерживаю и развиваю игровую инициативу детей. Первые самостоятельные игровые действия детей представляют собой подражание взрослому, со временем дети варьируют эти действия, вносят в них новые элементы. Любую инициативу поощряю, хвалю малыша. На этом этапе по – прежнему ребёнку необходима помощь взрослого. Чтобы разнообразить игру, увеличиваю число предметов, действий. Например, если ребёнок причёсывает куклу расчёской, предлагаю ему бантик, заколку, зеркало. Играя вместе с ребёнком, подключаюсь к его действиям. С помощью наводящих вопросов, предложений побуждаю использовать необходимые игрушки, тем самым обогащаю состав игровых действий.

Помогаю ребёнку выстраивать целостную игровую ситуацию, в которой все взаимосвязанные действия осуществляются в логической последовательности. Делаю это с помощью словесного обозначения («сначала сварим», «потом накормим», а так же завершением каждого этапа игры («суп сварился», «куклы покушали»). Но лишь иногда тактично присоединяюсь к игре детей с помощью косвенных приёмов (вопросов, просьб и предложений от лица персонажей, шуток, помогаю преобразовать разрозненные игровые действия в целостный сюжет. Часто дети выполняют игровые действия с той игрушкой, с которой играл взрослый. Поэтому стимулирую игру с разными персонажами.

Для обогащения игрового опыта детей так же использую: поощрение игровых действий, направленных на взрослого и сверстника; речевое сопровождение игры; включение в игру предметов – заместителей, например, использую игры «Сладкий арбуз», «Посмотри в окошко», «Превращение проволочки».

Ролевое поведение закладывается в раннем возрасте. Поэтому формирую элементы ролевого поведения через игры – забавы; игры – имитации животных, птиц, самолётов, машин и т. д., принятие роли взрослым и наделение ролью малыша, например, я – доктор, ты – больной, я – медведица, ты – медвежонок, при этом не только называю роль, но и её комментирую. Выстраивая диалог, интонирую речь в соответствии с персонажем. Когда ребёнок научится принимать роль, предлагаю ему меняться ролями.

В своей практике использую процессуальные игры: «Баюшки – баю», «Укладываем игрушки спать», «У меня зазвонил телефон», «Плывёт, плывёт кораблик», «Я – шофёр» и другие.

Таким образом, в процессуальных играх дети раннего возраста постепенно осваивают разные ролевые отношения, учатся строить диалоги, общаться с партнёром по игре, в самостоятельных играх, проявлять фантазию.

Публикации по теме:

Игрушки своими руками, как средство воспитания Игрушки своими руками, как средство воспитания и обучения малышей. Работая в раннем возрасте, из года в год сталкиваешься с проблемой адаптации.

Книжка для малышкиКнижка для малышки Тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. И поэтому говоря о подготовке ребёнка.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие процессуальной игры в раннем возрасте
Опубликовано: 27 октября 2013 в 21:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет в старшей группе «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Всем коллегам и просто вольным пользователям нашего прекрасного и познавательного образовательного портала МААМ добр го вечера! Хочется поделится и...
Лэпбук «Город Асбест на Урале».
Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест- это жемчужина среднего...
Лэпбук по экологии
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой собран...
Мастер-класс по конструированию из бумаги  «Лягушка»
Предлагаю Вашему вниманию игрушку, сделанную из цветной бумаги. Материал для работы: квадрат – зелёного цвета 10 * 10 см. ; клей карандаш; ножницы; цветная...
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе «Путешествие по станциям»
Цель: обобщить знания детей к концу учебного года по ФЭМП , познавательному развитию и конструированию, закрепить знания детей о цифрах, учить соотносить...