МААМ-картинки

Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

МАРИЯ САРАФАНОВА
Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

В Российской Федерации одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы является современное дошкольное образование. Новые нормативные требования к структуре, условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к планируемым результатам ее освоения дошкольниками, направлены непосредственно на работу педагогов дошкольной образовательной организации, призванными реализовывать образовательный процесс в изменяющихся, новых условиях.

Публикация «Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Организация работы ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, требует от педагогов определенный уровень профессиональной компетентности.

Основываясь на мировую образовательную практику, авторы стратеги утверждают, что понятие «компетентность/ компетенция» выступает в качестве тематического ядра современного образования, так как обладает интегративными качествами, то есть объединяет знания, навыки и иные составляющие образования.

В отечественной литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» приведены в различных работах педагогов и психологов.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде [2, с. 65].

Основное направление исследований направлены на социально-перцептивную и формирование коммуникативной компетентности у школьников в процессе изучения различных учебных предметов, технологии формирования различных видов компетентности у студентов и педагогов школьного и вузовского образований [2, с. 77].

Но проблема развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций изучена недостаточно.

Хотя профессиональная компетентность педагогов ДОО - это процесс постоянной профессиональной деятельности, реализации образовательного процесса, создание условий для развития детей дошкольного возраста. Полное соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, четкое осознание своих компетенции и целей их реализации. Итогом, которого выступает профессионализм и дальнейшее развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в области формирования элементарных математических представлений следует рассматривать важнейшим направлением современной профессиональной и методической подготовки в ДОО. Организованная и целенаправленная деятельность педагогов ДОО может обеспечить эффективное развитие математических представлений у дошкольников в ходе, которой педагог продуманно ставит перед детьми задачи, помогает найти правильные способы и пути их решения.

Вопросами содержания и методов математического развития детей дошкольного возраста еще в XIII—XIX вв. занимались Я. А. Коменский, М. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие. Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дошкольный период.

Развитие у детей представлений о числе и форме нашли свое место и дальнейших работах по системе сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782—1852, итальянского педагога Марии Монтессори (1870—1952) и др. [1, с. 96]

Русские и зарубежные педагоги прошлого, признали роль и необходимость первичных математических знаний в воспитании и развитии детей до школы, выделив при этом счет как средство умственного развития, и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трех лет.

Особенностью современной педагогики является стремление к новому. В современное время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является огромным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Изучение основ математического развития способствует формированию волевых качеств, творческого потенциала личности, развитию памяти, речи, воображения, эмоций.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора. [4, с. 6].

В познавательной деятельности реализуются практически все программные требования образовательных, развивающих и воспитательных задач; в определенной системе формируются и развиваются математические представления, соблюдается комплексность. Деятельность у детей освоению элементарных математических представлений строится с учетом дидактических принципов: системности и последовательности, научности, доступности, наглядности, интеграции, индивидуального подхода к детям. Педагог, создавая познавательную задачу, ситуацию предоставляет детям возможность найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики) [1, с. 2].

Математика — это формирование исследовательских, познавательных и творческих способностей дошкольника, интеллектуальное развитие ребенка. Для умственного развития дошкольников существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей для познания окружающего мира.

Для педагога очень важно знать, что развитие интеллектуально – творческих способностей дошкольников по средствам способов познания и освоения логико-математических представлений является главной целью в области формирования элементарных математических представлений в ДОО.

Так же Развитие у дошкольников логико-математических представлений (математические представления об отношениях и свойствах предметов, об конкретных величинах, геометрических фигурах, числах, закономерностях и зависимостях, предметно – действенных (сенсорных) способов освоения математических свойств и отношений. Усвоение дошкольниками экспериментально – исследовательских способов математического познания и содержания (экспериментирование, трансформация, моделирование, воссоздание). Формирование логических способов познания у дошкольников математических свойств и отношений (абстрагирование, отрицание, анализ, обобщение, сравнение, классификация). Усвоение дошкольниками способами познания действительности (измерение, счет, простейшие вычисления).

Становление у дошкольников интеллектуально-творческих проявлений (стремление к нестандартному решению задач, сообразительность, находчивость, догадка, смекалка). Обогащение словаря, развитие аргументированной, точной и доказательной речи у детей дошкольного возраста. Развитие инициативности и активности у дошкольников. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие ответственности, самостоятельности, координации движений глаз и мелкой моторики пальцев рук, настойчивости в преодолении трудностей, умений самоконтроля и самооценки. Все это являются главными задачами в области формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (далее – Концепция, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013г. №2506-р, приоритетом является качественное образование для успешной жизни в современном обществе.

Учитывая цель задачи по формированию элементарных математических представлений, согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации основным направлением реализации на уровне дошкольного образования, является создание условий (прежде всего профессиональная компетентность педагогов ДОО, средства педагогической поддержки ребенка, образовательные ситуации, предметно-пространственная и информационная среды) для освоения детьми форм деятельности, первичных математических представлений, используемых в жизни.

Профессиональная компетентность педагога ДОО в области формирования элементарных математических представлений характеризуется : в первую очередь знание содержания программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Формирование модели математической деятельности детей дошкольного возраста. Освоение и владение различными организационными формами, методами и средствами познавательной деятельности. Умение, исходя из поставленных целей, выбрать и целесообразно использовать усвоенные методы и средства познания в практической деятельности. Владение навыками целесообразной эффективной реализации полученных знаний, умений, навыков.

Для последовательного и правильного обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям педагог сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей в соответствии с возрастом и методику работы.

В процессе работы педагог должен придерживаться трех направлении: методологическое, содержательное и методическое.

Методологическое направление – владение исследовательским методом как одним из методов познания, т. е. педагог, зная структуру исследовательской деятельности, может грамотно и профессионально построить свою работу.

Содержательное направление работы педагогов к организации исследовательской деятельности дошкольников является приобретение самими педагогами опыта проведения исследовательской деятельности в процессе освоения, некоторых математических задач, выбор которых определяется следующими условиями: Задачи служат средством установления содержательных взаимосвязей, т. е. представляют собой обобщение некоторых частных выводов, предполагает применение таких приемов, как систематический перебор вариантов, поиск противоречий, рационализация деятельности и т. п.

Методическая подготовка педагогов должна быть непосредственно связана с изучением возможностей использования элементов исследовательской деятельности при работе с детьми в области формирования элементарных математических представлений, подбором соответствующих заданий для дошкольников и определения методов и приемов работы над этими заданиями. Педагог должен использовать в работе различные методы и приемы. При выборе методов воспитатель должен учитывать (цели, задачи обучения, содержание формируемых знаний на определенном этапе, индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, дидактические средства, приоритетное отношение педагога к тем или иным методам, определенные условия, в которых протекает процесс обучения и др.) [3, с. 212].

В частности, в процессе обучения выявляются методы и приемы, используемые воспитателем на каждом этапе детского исследования. Например, при обнаружении проблемы применяются различные приемы и методы. Наблюдение или наглядный метод (заметил необычное, неожиданное, заметил повторяющиеся события, заметил сходство или различие, удивился). Практический метод или эксперимент (попробовал выполнить задание, увидел особенности, анализ причин затруднений (не смог выполнить задание, заметил, что не всегда можно выполнить задание, определил, что помешало выполнить задание).

Широко распространенным методом является показ (наглядно-практически-действенный) – перегибании и разрезании бумаги, раскладывании счетных палочек и других предметов в определенном порядке, натягивании шнуров и т. д.

При работе над составлением предположений педагог должен использовать словесные методы: обсудить возможные последствия событий (Что будет, если у квадрата отрезать угол? Углов станет меньше, проговорить причины событий, обсудить способы действий (Как разделить квадрат на две одинаковые фигуры) и др.

Особое место в методике обучения уделяется вопросам к детям. Они могут быть репродуктивно – познавательными, репродуктивно – мнемическими, продуктивно – познавательными. При этом вопросы должны быть точными, лаконичными, конкретными. Вопросы должны быть логически последовательны с разнообразием формулировок. Педагог в процессе беседы должен следить за правильным использованием и произношением математической терминологии детьми, грамотной речью. Это сопровождается различными пояснениями, уточнениями непосредственного восприятия детей.

Воспитатель должен учитывать, что опыт у дошкольников незначителен, обучение должно проходить преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью педагога определенные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правил, затем их применение, анализ и конкретизация.

Педагог должен помнить, что правильно сформированные первые понятия, упорядоченные представления, своевременно развитые мыслительные способности, служат фундаментом для дальнейшего развития и обучения детей дошкольного возраста.

Педагогу важно правильно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (величины, формы и др., целесообразными способами действия (измерения, счета, вычислений и др.).

Результатом такой работы должно стать формирование у педагогов умения подбирать или самостоятельно составлять исследовательские задания для детей в области формирования элементарных математических, разрабатывать методику организации совместной деятельности педагога с детьми по выполнению этих заданий.

Таким образом, под профессиональной компетентностью педагогов ДОО в области формирования элементарных математических представлений у дошкольников будем понимать совокупность знания содержания программы ДОО в области формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Постановка цели задач по математическому развитию дошкольников. Подбор методов и приемов работы с детьми, а так же средств математического развития для формирования интеллектуально – творческих способностей дошкольников по средствам освоения логико-математических представлений и способов познания. С учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Иначе можно сказать, что профессиональная компетентность педагогов ДОО в области формирования элементарных математических представлений предполагает высокий уровень знаний и опыта самостоятельной деятельности в области математического развития детей дошкольного возраста.

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.

2. Никишина И. В. Методическая работа в ДОУ// организация, управление. - Волгоград, 2010. - С. 65-77.

3. Коростелев А. А., Ярыгин О. Н. Компетентностный подход : проблемы терминологии // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С. 212.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. – С. 6.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Образовательная область: Познавательное развитие.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Задачи. Учить детей отсчитывать из большего количества меньшее. Упражнять в определении на слух того или другого количества (в пределах.

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Конспект занятия по ФЭМП на тему: «Степашка в гостях у детей» Старшая группа Подготовила воспитатель Можнова Наталья Викторовна Образовательная.

Конспект занятия по «формированию элементарных математических представлений»Конспект занятия по «формированию элементарных математических представлений» Задачи: Учить детей действию построения моделей количественных отношений, на счётах, используемых для сравнения двух групп предметов. Упражнять.

НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе Тема: «Рукавичка» Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественная литература, социализация, физкультура,музыка.

НОД по формированию элементарных математических представлений «Время и знаки» Задачи: 1. Закрепить знания детей о временных понятиях. 2. Закреплять знания детей о признаках геометрический фигур, пространственных отношений:.

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе НОД по элементарным математическим представлениям в старшей группе. Цели: 1. Закреплять навыки счёта и знание цифр, умение обозначать числа.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. Речь к презентации. Слайд 1. Слайд 2. Интерес по данному направлению работы в МДОУ заключается в эффективности использования игровых приемов.

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через дидактические игры и упражнения. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие профессиональной компетентности педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 14:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД