Развитие речевых функций в процессе коррекции мыслительных операций: интегрированный подход для дошкольников с ОВЗ

Ирина Лучинкина
Развитие речевых функций в процессе коррекции мыслительных операций: интегрированный подход для дошкольников с ОВЗ

Цель: расширить активный и пассивный словарный запас воспитанника, формировать навыки связной речи.

Задачи:

1. Формирование у воспитанников речевых функций: словарный запас, навыки рассказа по картинке, составления рассказа по сюжетным картинкам и пр.

2. Развитие мыслительных операций: классификация, исключение, соотнесение предметов по цвету и форме.

Формы работы:

1. Игровые оболочки в работе с детьми (для развития когнитивных про-цессов, волевой регуляции).

2. Элементы сказкотерапии («занятие-приключение»).

Форма организации занятия: индивидуальная, либо подгрупповая.

Материалы. Три конверта с заданиями; игрушка-солнце, состоящее из нескольких частей.

Ход занятия

Психолог. Дима, наступает зима. А зима – это всегда красиво, интересно и … холодно. У людей и животных мерзнут носики, руки… А если не надеть шапку, так еще и ушки замерзают. А чтобы всем было теплее – трудолюбивое солнышко помогает им, греет. Дима, людей – много, а солнышко совсем одно. Поэтому оно очень устало, расстроилось и спряталось за тучки, чтобы отдохнуть. Как ты думаешь, Дима, можем мы помочь солнышку согреть людей и животных? Хорошо! Так давай же помогать. Посмотри, солнышко оставило нам с тобой три больших конверта с заданиями, давай скорее их открывать! Ты готов?

Упражнение №1 «Где чей домик?», 5 минут

Цель: формировать умение соотносить предметы по цвету, форме. Стимулировать речевую активность, развивать словарный запас.

Психолог. Дима, посмотри внимательно, перед тобой первое задание, которое мы поможем сделать солнышку. Ребята, зверята гуляли на улице и не были готовы к тому, что так быстро похолодает! Чтобы они не заболели и замерзли, нужно срочно им помочь найти их домики.

1 этап. Смотри, эта рыбка желтого цвета и ей нужен желтый домик. Я тебе помогу найти. Смотри, это он, правильно? А теперь попробуй найти домики остальным.

2 этап. Дима, молодец. А теперь найдем домики другим животным. Смотри, вот заяц, у него есть ключик – желтый квадрат. А это значит, что и домик у него похож на желтый квадрат. Посмотри, это же он? Помоги найти домики остальным.

Психолог. Ты справился, Дима, все ребята попали в свои домики! Давай посмотрим, что осталось в конверте? (В конверте несколько частей от солнышка) Смотри, солнышко начинает потихоньку выглядывать! (Психолог собирает части солнышка).

Упражнение №2 «Зимняя одежда», 5 минут

Цель: развитие способности к классификации, исключения предметов. Формирование умения составлять сюжетный рассказ.

Психолог. Дима, как хорошо, что все успели попасть домой и не замерзнуть! Но ребята очень хотят обратно на прогулку, ведь они не успели доиграть! Давай поможем им найти теплую одежду?

Оборудование: карточки с различными предметами. Дима, посмотри внимательно на карточки. Тут и игрушки, и одежда, и обувь, и посуда… Как же ребятам выбрать нужные им вещи! Давай поможем? Выбери всю одежду из карточек! Молодец! А теперь выбери обувь! Справился! А теперь попробуй найти всю теплую одежду для ребят. А теперь поищем обувь. Хорошо. Дима, теперь ребята могут смело идти гулять. Посмотри (в конверте еще части солнышка). Ура! Солнышко просыпается.

Упражнение № 3. Психогимнастика

Оборудование: большие и маленькие зайцы, зеленые ковер или ватман, раскрашенный под зимний лес.

Психолог. Дима, пока солнышко спряталось, на улице стало намного холоднее. И многие лесные животные стали мерзнуть. Знаешь ли ты, Дима, как мерзнут животные?

Когда дует ветер - животные сильно-сильно сжимаются, прячутся. Когда ветер перестает дуть, наоборот, выходят из своих домов и раскрывают руки природе, радуются. Умеешь ли ты делать также? Давай попробуем? Представь, дует ветер, сильный ветер, грозный ветер завывает, животным и людям холодно. неожиданно ветер утихает, становится теплее, все радуются теплу. опять ветер. (упражнение повторить несколько раз).

Упражнение № 4. Упражнение «Витамины», 5 минут

Цель: расслабляющий перерыв, развитие навыков соотнесения по цвету

Психолог. А знаешь, чтобы не болеть нужно есть побольше фруктов. Посмотри внимательно на картинку. Что это за фрукты? Они вкусные? А чего не хватает на картинке? Давай сделаем так, чтобы картинка была целой, красивой и понятной для остальных ребят.

Упражнение №5 «Полезный чай», 5 минут

Цель: соотнесение предметов, формирование активного и пассивного словарного запаса, пополнение представлений об окружающем мире.

Психолог. Дима, ребята вернулись с прогулки. Хоть они и тепло одеты, все же согреться не помешает. Давай предложим им чай? Только посмотри внимательно, у каждого своя чашка. И чай нужно подобрать каждому свой. Посмотри, на чашечке нарисована вишня… А это значит, что чай наш гости любит какой… Вишневый. Скажи вместе со мной: вишня – вишневый чай. Молодец. Помоги подобрать чай для остальных.

Психолог. Очень хорошо, ты справился, Дима. Посмотри, ребята не замерзли, потому, что попали домой и нашли нужную одежду, выпили любимый чай! Ты очень помог солнышку! Посмотри, что в конверте? Давай собирать! Что получилось? Солнышко! Оно выглянуло! Молодец, Дима.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Тема моего инновационного педагогического опыта «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых.

Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее.

Формирование школьно-значимых функций у дошкольников в процессе проблемного обучения Особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса.

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Развитие речевых функций в процессе коррекции мыслительных операций: интегрированный подход для дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 22:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка «Волшебные фантики» — изготовление поделок из бросового...
Методическая разработка "Волшебные фантики" - изготовление поделок из бросового материала - конфетных фантиков. Часть 1 Уважаемые коллеги, дорогие...
Фотоотчёт «Букет для мамы» рисунок мятой бумагой с помощью бумажного шарика
Мы с детьми второй младшей группы решили нарисовать подарочек для любимых мамочек. Но наш подарочек должен быть необычным и интересным. Техники...
Мастер-класс для педагогов и родителей нетрадиционная техника рисования «Летний луг»
Уважаемые педагоги хочу с вами поделиться мастер - классом нетрадиционной технике рисования "Летний луг". Для получения результата мне понадобилось:...
Мастер-класс «Синий кит в технике оригами»
На волнах качаясь спит, Очень славный синий кит. Он огромного размера, В океане самый смелый. Пьет он воду, ест планктон, Потому и сильный он. ( Д....
Конспект НОД по рисованию в технике оттиска пробкой «Букет для мамы»
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования оттиск пробкой "Букет для мамы" Цель: закрепить навыки рисования используя пробку; развивать мелкую...