Лучший педагог года

Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)

Евгения Журбина
Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)

Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)

В повседневной работе с детьми мы обратили внимание на то, что они испытывают определенные трудности при пересказе художественных произведений или сочинении собственных историй. Им трудно составить план текста, чтобы последовательно передать объективное содержание, воспроизводя наиболее значимые по смыслу эпизоды. Особенно важно это для детей 6—7 лет, так как умение выполнять простые действия во внутреннем, умственном, плане является одним из необходимых условий готовности ребенка к учебной деятельности. У детей 6—7 лет можно сформировать умение связно пересказать текст и сочинять собственную историю. Сочинение историй основывается на специальном предварительном речевом планировании.

Публикация «Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)» размещена в разделах

Обучение предварительному планированию можно осуществить на основе пересказа детьми различных текстов, что существенно поможет проявлению произвольности функции воображения. В развитии воображения ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:

1. Увеличивается объем сохраняемых представлений.

2. Благодаря росту культуры восприятия, представления о предметах и явлениях становятся все более осмысленными, четкими и дифференцированными. Вместе с тем, они приобретают все более обобщенный характер.

3. Представления становятся связными и системными. Они могут быть объединены в группы, категории или картины.

4. Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.

5. Становясь осмысленными, представления все больше подчиняются управлению.

Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное обучение детей построению и использованию моделей (во внешнем и внутреннем плане) как для последовательного и осмысленного пересказа художественного произведения, так и для сочинения собственных историй.

В работе с детьми удобнее всего использовать сказки.

Сказка — один из наиболее доступных для дошкольников жанров детской художественной литературы. Она отличается четкой структурной организацией. Четкость членения сказки на смысловые части, которые носят характер эпизодов, отличающихся друг от друга составом персонажей и характером их действий, позволяет строить ее модель, передающую развитие содержания (временные отношения) через последовательность основных эпизодов (пространственная модель).

Обучение детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй предполагает четыре этапа:

1. Введение «опредмечивающего» образа на материале овладения действиями замещения (вторая младшая группа).

2. Двигательное моделирование (средняя группа).

3. Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа) .

4. Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения (подготовительная к школе группа).

Отнесение того или иного этапа к определенной возрастной группе достаточно условно, так как зависит от уровня развития конкретных детей.

основная задача — развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов : подбор заместителей по определенному признаку.

Детям дается задание на принятие замещения предметов по заранее выделенному признаку. Для отработки умения выбора заместителей можно использовать дидактическую игру «Какая это игрушка?», а также следующие сказки: «Три медведя», «Репка», «Теремок».

Воспитатель читает детям сказку, после чего им предлагается подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей дети выбирают сами. Большинство их достаточно быстро учатся подбирать заместители. Такая легкость в подборе заместителей связана с тем, что замещение основывается на внешних, хорошо выделяемых всеми детьми признаках объекта.

Игра «Какая это игрушка?»

В этой игре может участвовать вся группа, но лучше ее проводить по подгруппам из 3—7 человек.

Дидактическая задача: научить придумывать разнообразные ответы основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.

Материал: набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек, картинки.

Возможные варианты ответов: неваляшка, матрешка, паровоз, лодка, корабль, кукольная ванна, ведро, мисочка, формочка, пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус, мячик, тарелка, воздушный шарик, колесо от машины, обруч, руль, собака, кошка, утёнок и т. д.

Воспитатель предлагает детям, глядя на картинку с изображением геометрических фигур, придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.

Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы играющие не повторяли ответов друг друга.

При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал, первым.

При проведении игры детям можно предложить не более 5— б картинок.

Примечание. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей» РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ Методическая разработка Музыкальный руководитель: ТИНЬГАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА План 1. Развитие.

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических.

Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного.

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления *рассматриваем на примере введения игры «Клад» Этапы.

Методические рекомендации по созданию и использованию презентаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций для формирования монологической речи у детей старшего дошкольного.

Методические рекомендации «Развитие речи детей дошкольного возраста» Развитие речи детей дошкольного возраста Цель: - повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи:.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации)
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 10:39
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД