Получи документы

Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

Галина Коновалова
Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

Развитие речи детей с помощью скороговорок

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, то необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Публикация «Консультация „Развитие речи детей с помощью скороговорок“» размещена в разделах

Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним, самым интересным, самым доступным из них. На своих ежедневных занятиях в детском саду проговаривание скороговорок я провожу в форме игры без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка, когда все участники процесса получают общее удовольствие.

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М. : Русский язык 1981-1988).

Приведу ещё определение из Толкового словаря В. И. Даля: «Скороговорка –частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток мифологических представлений, истории народа, они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия.

Как работают скороговорки : и забава, и польза.

Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.

Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки.

Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!

Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.

Какое значение имеют скороговорки для ребенка? Они:

• учат малыша говорить четко и красиво;

• способствуют развитию памяти и воображения;

• улучшают дикцию и управление голосом;

• обогащают словарный запас.

Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, я хорошо подготовилась.

Сначала подобрала необходимые скороговорки – речевой материал для от-работки тех звуков, которые дети неправильно произносят.

Далее я объясняю смысл непонятных слов, стараюсь проиллюстрировать сказан-ное. Можно записать текст скороговорки на листе бумаги и прочитать вместе с ребенком.

После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произ-ношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.

Обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы.

Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.

Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепо-том, не теряя при этом разборчивости речи.

Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.

Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь.

Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

Скороговорки бывают разные : и простые, и сложные по набору звуков.

Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких скороговорок.

Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук. Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составляет труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.

Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и пози-тивный настрой на работу у вас и ребенка.

Было проведено родительское собрание «Роль скороговорок в развитие речи дошкольников», на котором обратила внимание на необходимость использования скороговорок для развития речи, дикции, правильного произношения у детей. Родителям предложила использовать упражнения со скороговорками дома в свободное время.

Таким образом, скороговорки — эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.

Литература.

1. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, №4, 2004 год.

2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки : популярное пособие для родителей и педагогов/Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб.,

1863-1866.

Публикации по теме:

Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края» Первый раздел. Целевой. Пояснительная записка Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края Третий раздел. Организационный. Содержание рабочей программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность (на занятиях.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре» Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача.

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2–3 лет» Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности» Паспорт проекта Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г. Вид.

Консультация «Развитие речи с помощью дидактических игр в старшей группе» Развитие речи через дидактические игры в старшей группе. Актуальность различных исследований, посвященных проблеме развития речи детей,.

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Развитие речи дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования Все дети очень любят рисовать. Для них рисования это своеобразная игра. В рисунках ребенок передает свое мироощущение, восприятие, личное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 20:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД