Лучший педагог года

Развитие речи детей разновозрастной группы детского сада посредством дидактических игр

Ольга Романова
Развитие речи детей разновозрастной группы детского сада посредством дидактических игр

Романова О. В. Развитие речи детей разновозрастной группы средствами дидактических игр // Культурологический подход в образовании : педагогический аспект : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. – 244 с. С. 149-151.

В настоящее время увеличивается количество малокомплектных образовательных учреждений, в которых пребывают дети разных возрастов в группе. Опираясь на общеизвестное положение психологии и педагогики об определяющем влиянии деятельности на формирование личностных качеств и личности в целом, исследователи выявили ряд условий развития речи у детей в отдельных видах деятельности: учебно-познавательной, познавательно-игровой, конструктивно-игровой. Но большинство исследований, посвященных становлению и развитию речи затрагивают объединения детей одного возраста. Вместе с тем, именно в разновозрастных объединениях заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка, что отмечают Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др. Такие исследователи, как Н. К. Виноградова, О. Г. Жукова и др. показали возможности успешного содружества детей дошкольного возраста в процессе игровой, познавательной, трудовой, художественной, спортивной видах деятельности.

Публикация «Развитие речи детей разновозрастной группы детского сада посредством дидактических игр» размещена в разделах

Нами была спроектирована и апробирована методика использования дидактических игр для развития речи детей разновозрастной группы детского сада. Исследование уровня речевого развития у детей разновозрастной группы проводилось на протяжении шести месяцев на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 458 г. Новосибирска. К исследованию было привлечено 24 ребенка 4-7 лет, которые в случайном порядке были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

С целью выявления уровня развития речи были использованы следующие методики: «Назови одним словом» [1, с. 3 36], «Скажи наоборот» [1, с. 336], «Придумай окончание предложений» [1, с. 342], «Скажи наоборот» [1, с. 343], «Найди отличия в словах» [1, с. 353], «Объясни действия» [1, с. 353].

Методики обследования были направлены на определение уровня развития грамматического строя речи, лексического запаса и связной речи.

В основном у детей экспериментальной группы уровень развития речи соответствовал среднему и низкому а в контрольной группе находились дети, как со средним уровнем развития речи, так и с высоким.

Для детей экспериментальной группы была составлена программа проведения дидактических игр.

Дидактические игры были тщательно подобраны в соответствии программного содержания занятий.

При проведении дидактической игры были продуманы ее структура, тщательно и всесторонне разрабатывался план действий для достижения поставленной в игре задачи.

Дидактические игры как часть учебного процесса проводились на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи в первой половине дня. На трех из четырех занятий в неделю проводились дидактические игры, а на одном - упражнения с дидактическим материалом.

Во второй половине дня три раза в неделю разучивалась с детьми одна новая игра, а также проводились самостоятельные игры с целью закрепления повторения, расширения знаний, умений и навыков детей и воспитания нравственных качеств личности.

Самостоятельные дидактические задачи также были тесно связаны с программой занятий. Воспитателем были рекомендованы детям те дидактические игры и игрушки, которые способствовали бы упражнению их в усвоении задач, выдвигаемых программой на определенный отрезок времени. Процесс осуществления программы развития речи в разновозрастной группе детского сада состоял из трех этапов:

1 этап – подготовительный, цель которого заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр : на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

2 этап – развивающий, целью является повышение речевой активности и произвольности внимания, т. е. развитие навыков звукового анализа, сокращение количества лексико-грамматических ошибок.

3 этап – закрепляющий, цель которого состояла в проведении дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

На контрольном этапе эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты обследования показали более высокий уровень развития речи детей экспериментальной группы по сравнению, как с результатами обследования на констатирующем этапе, так и на контрольном при сравнении с контрольной группой.

Экспериментальная работа показала, что использование системы дидактических игр позволяет поддерживать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия, позволяет достичь более успешного усвоения изучаемого материала. В ее процессе было замечено, что в игре дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, при этом активно помогают друг другу. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с желанием и прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей. Игры учат детей применять знания в новых условиях или ставят такие задачи, решение которых требует проявления разнообразных форм образовательной деятельности.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся анализируемой проблемы. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении речевой и мыслительной деятельности современного дошкольника: его суждений, предпочтений, интересов, высказываний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова, Э. Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста / Э. Д. Петрова. – Новосибирск, 2009. – 330 с.

Публикации по теме:

Презентация «Портфолио воспитателя» Презентация "Мои достижения". В данной презентации представлены награды, грамоты,благодарности. Педагогическая копилка:глоссарий, педагогический.

Презентация для родителей! Видео Презентация для родителей разновозрастной круглосуточной группы ГБДОУ детский сад №29 г. Санкт-Петербурга. В Презентации рассказывается что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей разновозрастной группы детского сада посредством дидактических игр
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 16:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД