Получи документы

Развитие речи детей средствами фольклора

Мария Климовская
Развитие речи детей средствами фольклора

Развитие речи детей средствами народного фольклора

Климовская Мария Сергеевна, воспитатель.

Четвертый год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи – овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.

Публикация «Развитие речи детей средствами фольклора» размещена в разделах

В своей работе я выделила несколько направлений:

• Чтение русских народных сказок, рассматривания иллюстраций в книгах.

• Использование фольклорных произведений в режимных моментах.

• Пальчиковые игры.

• Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, настольным и пальчиковым театром.

• В продуктивной деятельности.

Чтение народных русских сказок активизирует словарный запас, знакомя с новыми словами и словосочетаниями. Развивает фонематический слух и способствует грамотному построению предложения. А также развивает умение слушать, следить за развитием действий и сопереживать героям тех или иных произведений. Эмоционально откликаться на прочитанное, имитировать действия, передавать слова разных героев русских сказок.

Прививая интерес к рассматриванию книг, я увидела, что детям интересно сравнивать иллюстрации к одной сказке в разных книгах. Рассматривая книги, дети делились своими впечатлениями друг с другом и с воспитателем. Рассматривая иллюстрации, некоторые дети рассказывали сказку другим детям, задавая вопросы воспитателю, а воспитатель детям. Также дети знакомятся с окружающем миром, природой, расширяя свой кругозор. Они выражают свои мысли, чувства, ведут диалог, это способствует не только развитию речи, а также эмоционально-психическому развитию.

Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы дети умывались, ели, одевались с удовольствием, решила прибегнуть к потешкам. Во время умывания использую потешку «Водичка-водичка умой мое личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. Потешка корректирует поведение детей, создает у них хорошее настроение. Во время еды я использую потешку «Это-ложка, это чашка».

Потешки способствуют развитию звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Также в своей работе использую пальчиковые игры, уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения – это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно – отмечаются нарушения речи. Мы не только развиваем мелкую моторику, а сопровождаем движение устным народным словом. Все упражнения для пальчиковой гимнастики и игры проводили с одновременным проговариванием текстов. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность, а также способствует развитию звуковой культуры речи.

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Используются различные виды театров (пальчиковый, кукольный, настольный). Театрализация русских сказок «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Репка» и многие другие. Дети были как участниками, так и зрителями. У детей остаются радостные эмоции и впечатления, которыми они делятся с родителями.

Использую малые формы фольклора в продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет». На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На рисовании рисуем «колобок». Для того чтобы вызвать положительный настрой к образовательной деятельности, используем загадку, обыгрываем песенкой.

Таким образом, использование малых форм фольклора, делает образовательную деятельность более эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.

Наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому рассказываю родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Также оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей».

Работа с родителями способствовала формированию интереса родителей в использовании фольклорного материала в семейном воспитании, углублению знаний родителей о фольклорных произведениях для детей младшего возраста.

Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к русской культуре. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей :

• Обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи

• Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми младшего возраста

• Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.

Публикации по теме:

Речевое развития детей 2–3 лет Особенности речевого развития ребенка раннего возраста. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений.

Развитие речи — важнейшее условие умственного развития. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей средствами фольклора
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 14:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД