Лучший педагог года

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Анжелика Абдулкарим
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Актуальность

В связи с появлением в третьем тысячелетии общедоступных источников получения информации, в обществе возникает потребность в приобщении дошкольников к художественной литературе, возрождении семейного чтения, как основе для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

<<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом зависят от речи. >>

Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Л. С. Выгодский.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Между необходимостью развития образности речи и недостаточным уровнем ее развития у детей

И

Между потенциальными возможностями фольклорных произведений в развитии образности речи детей 5-7 лет и отсутствием целенаправленности их использования в данном процессе.

Проблема

Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

«Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников»- говорится в Концепции дошкольного воспитания.

Цель

способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

в сотрудничестве педагога с родителями.

Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования –Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Задачи

• Сформировать устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности.

• Обогащать и активизировать словарный запас детей.

• Формировать грамматически правильную речь.

Развивать умение владеть связной диалогической, монологической речью.

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию.

Инновационная направленность

Качественное изменение отношения к художественной литературе для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному творчеству и, как следствие, формирования правильной речи. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость проекта

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Развитие интереса к книге является хорошей основой для перехода дошкольников к самостоятельному чтению.

Паспорт проекта

Дети 5-7 лет. Родители законные представители воспитанников. Педагоги ДОУ. • Тип проекта : практико-ориентированный

Форма представления: презентация

По продолжительности проект: долгосрочный

Планируемые образовательные результаты

• Разработана система взаимодействия педагога с родителями по развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

• Повышение педагогической культуры родителей в развитии образности и выразительности речи детей. Их активное участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей интереса к художественной литературе.

• Обеспечение положительной динамики развития связной речи детей. Дети овладевают умениями:

• пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизведя диалоги действующих лиц используя эпитеты, метафоры, сравнения;

• пересказывать близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка;

• в повествовании отражать характерные особенности жанра, сочинять сказки, придумывать истории.

Издательство совместного творческого продукта: брошюры «Невероятные сказки», «Сказочные капельки».

Программа проекта

Подготовительный этап:

Изучение проблемы:

Диагностика детей,

Анкетирование родителей по проблеме

Оборудование предметно-развивающей среды

Организационный этап:

Определение основных направлений работы с детьми и

родителями; корректировка тематического планирования

воспитательно-образовательной работы; оформление

памяток и буклетов по теме.

Практический этап:

Проведение совместной образовательной деятельности,

Использование устного народного творчества в

режимных моментах. Консультирование родителей,

Составление картотеки художественной литературы

для детей 5-7лет.

Заключительный этап:

Мониторинг (анкетирование родителей,

диагностика речевого развития детей,

диагностика отношения детей к художественной

литературе.

Содержание проекта Выставка совместных рисунков к придуманным сказкам: «Невероятные сказки».

«День открытых дверей». Просмотр занятия «Путешествие по сказкам»

Творческий вечер совместно с родителями «Литературные чтения»

Сочинение совместных сказок родителей с детьми

Театрализованные постановки знакомых

произведений родителями и детьми

Дидактические игры и упражнения на развитие образности и выразительности речи

Анкетирование родителей

Мастер-класс «Формирование образности и выразительности речи детей посредством русской народной сказки»

Продукт совместной творческой деятельности: выпуск иллюстрированной брошюры «Невероятные сказки»

Совместные досуги «Литературная викторина», «В гостях у сказки», конкурс: «Мы- читающая семья»

Результативность педагогического проекта

№ Направления Показатели Результаты реализации проекта

2014-2015

1 Словарь Повысить уровень понимания детьми переносного и иносказательного значения слова.

Повысить уровень овладения детьми эпитетами, метафорами, олицетворениями. 52%

2 Грамматика Сформировать умение пользоваться всеми формами речи, пользоваться приставками и суффиксами для образования слов, придумывать предложение с заданным количеством слов. 56%

3 Культура речи Повысить уровень овладения детьми средствами литературной выразительности (темп, ритм, логическое ударение). 64%

4 Связная речь Повысить уровень монологической и диалогической речи.

Сформировать интерес к сочинению.

Проявлять индивидуальность и творчество к сочинению сказок. 40%

Практическая значимость проекта

Залогом успешного развития речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности. Применение разнообразных форм работы с детьми, поиск новых путей взаимодействия с родителями, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат, и позволяет делиться с коллегами новыми идеями.

Главный результат проводимой мною работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Перспектива

Определенность перспектив продолжения работы, обоснованность необходимых для этого условий:

повышение качества образования методом совершенствования методики проведения непосредственно образовательной деятельности и использования ИКТ;

расширение возможностей проекта за счет включения театральной деятельности, как метода приобщения старших дошкольников к художественной литературе,

привлечение к сотрудничеству работников городских и школьных библиотек;

Обобщение опыта работы по данному направлению, распространение действия проекта на все группы ДОУ, адаптация для всех категорий дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

proekt-mamedova-a-v_ro8td.pptx | 2558,86 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народными сказками 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляется опыт работы на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию В 2014– 2015 учебном году я работала углубленно над темой «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучения рассказыванию».

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста Сказка на новый лад «Три поросенка.» Жили-были три поросенка: Наф-наф, Ниф-ниф и Нуф-нуф. Они весело играли и резвились все лето и не.

Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании.

Роль кукольного театра в развитие речи детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №169 «Волшебная полянка» Доклад на тему: «Роль кукольного театра в развитие.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью театрально-игровых технологий Соколова Любовь Дмитриевна, воспитатель МБДОУ Чаринка №24 Олекминского улуса с. Токко, уч. Уолбут. «Развитие речи у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2016 в 23:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД