Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)

Наталья Андреянова
Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.

Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направление.

В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно- педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены. Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества.

Н. Н. Созонова и Е. В. Куцина выделили основные принципы работы с данными детьми:

1. Как можно раньше начинать коррекционную работу. Она должна начинаться с трех лет.

2. Многообразие наглядного (иллюстративного) и игрового материала.

3. Многократное повторение.

4. Обучение грамоте.

Коррекционную работу можно условно разделить на 3 этапа.

На первом этапе основным является формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения. Ведется работа по обучению грамоте. Развивается способность к звукобуквенному анализу слова.

Виды работы:

Вызывание звуков (гласных и согласных)

Чтение слоговых дорожек и работа с этими слогами.

Работа над звукоподражаниями - использование различных игр.

Артикуляционная гимнастика, разработанная Т. Башинской. Её основная цель: максимально активизировать и развивать артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.

Работа над выдохом: ротового, носового, комбинированного.

На втором этапе работы продолжается формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге. Начинается работа по использованию в речи предлогов, прилагательных, обучение рассказам описательного характера, ребенок учится согласовывать существительные с местоимениями.

Для решения данных задач используются:

Схемы (при изучении предлогов);

Мнемотаблицы (при составлении описательных рассказов) - простые;

На третьем этапе основным является развитие связной речи.

Здесь используются:

Более сложные мнемотаблицы.

Картинно-графические планы рассказов.

По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.

Литература.

1. Логопедия:Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить!: методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией. - Екатеринбург: ООО»КнигоМир», 2011

Публикации по теме:

Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Коррекционная программа по формированию фразовой речи и расширению словаря у детей с ТНР 5–7 лет Пояснительная записка. Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы народного образования.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
Автор публикации:
Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 12:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Добрый воздух». Познавательная беседа с элементами художественно-творческой...
Цель: знакомить детей со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека. Задачи: - сформировать представление о том, что воздух – условие жизни...
Сценарий развлечения «Дружба начинается с улыбки!»
Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить». Задачи: формировать навыки общения друг с другом, развивать навыки позитивного...
Фоторепортаж «Посещение Галереи кукол»
Со вчерашнего дня я нахожусь под впечатлением от посещения Галереи кукол на улице Большая Морская в самом центре Петербурга. Мы поехали туда с...
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Фотоотчёт о конкурсе среди родителей «Я садовником родился»
Недавно в нашем детском саду проходил конкурс среди родителей "Я садовником родился". Для участия в конкурсе родителям предлагалось изготовить цветы из...