Лучший педагог года

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры (1 фото)

Ольга Михайленко
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием его полноценного психического развития. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценней будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития одной из сторон речи детей. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование лексической стороны речи. Эта задача решается через обучение: пересказу литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов через игровую деятельность, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных картинок, игрушке.

Публикация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок в игре, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию лексической стороны речи с использованием на занятиях интересных, занимательных для детей дидактических игр, которые способствуют появлению интереса у детей дошкольного возраста к данному виду речевой деятельности.

Е. И. Тихеева, Е. В. Флерина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская в своих исследованиях отмечают большую роль дидактической игры в овладении детьми всеми сторонами языка.

Таким образом, можно сказать, что речевое развитие ребенка происходит внутри ведущей деятельности-игры, следовательно, оно будет более успешным, если специально организованное обучение и развитие речи будет происходить в процессе этой ведущей деятельности.

Методические рекомендации для воспитателей

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста предлагается система дидактических игр и упражнений, которая является наиболее эффективным средством развития лексической стороны речи детей.

Рекомендации по использованию разных видов игр и упражнений:

1) Систематически включайте дидактические игры в работу с детьми по развитию речи, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

2) Включайте в работу игры и упражнения в порядке возрастания сложности, т. е. используя принцип от простого к сложному.

3) В одну и туже дидактическую игру можно играть несколько раз, варьируя (меняя) исходные данные.

4) Чередуйте словесные дидактические игры с играми с предметами и настольно-печатными.

5) Используйте словесные дидактические игры в разных видах деятельности.

6) Используйте разнообразные формы организации детей.

7) Широко используйте технические средства, наглядный материал.

8) Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте слова.

9) Следите за тем, чтобы работа со словесными дидактическими играми проходила эмоционально, с опорой на настроение.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Публикации по теме:

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Презентация «Формирование коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с художественной литературой». Общение сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 29 декабря 2013 в 13:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД