Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Ольга Михайленко
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием его полноценного психического развития. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценней будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития одной из сторон речи детей. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование лексической стороны речи. Эта задача решается через обучение: пересказу литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов через игровую деятельность, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных картинок, игрушке.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок в игре, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию лексической стороны речи с использованием на занятиях интересных, занимательных для детей дидактических игр, которые способствуют появлению интереса у детей дошкольного возраста к данному виду речевой деятельности.

Е. И. Тихеева, Е. В. Флерина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская в своих исследованиях отмечают большую роль дидактической игры в овладении детьми всеми сторонами языка.

Таким образом, можно сказать, что речевое развитие ребенка происходит внутри ведущей деятельности-игры, следовательно, оно будет более успешным, если специально организованное обучение и развитие речи будет происходить в процессе этой ведущей деятельности.

Методические рекомендации для воспитателей

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста предлагается система дидактических игр и упражнений, которая является наиболее эффективным средством развития лексической стороны речи детей.

Рекомендации по использованию разных видов игр и упражнений:

1) Систематически включайте дидактические игры в работу с детьми по развитию речи, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

2) Включайте в работу игры и упражнения в порядке возрастания сложности, т. е. используя принцип от простого к сложному.

3) В одну и туже дидактическую игру можно играть несколько раз, варьируя (меняя) исходные данные.

4) Чередуйте словесные дидактические игры с играми с предметами и настольно-печатными.

5) Используйте словесные дидактические игры в разных видах деятельности.

6) Используйте разнообразные формы организации детей.

7) Широко используйте технические средства, наглядный материал.

8) Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте слова.

9) Следите за тем, чтобы работа со словесными дидактическими играми проходила эмоционально, с опорой на настроение.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Публикации по теме:

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Презентация «Формирование коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с художественной литературой». Общение сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 29 декабря 2013 в 13:15
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...