Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Аклима Нухова
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Нухова А. Р., воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад» №290

г. Казань, Республика Татарстан

Направленность современного языкового образования старших дошкольников на совершенствование их языковой и речевой компетенции требует особого внимания к развитию у учащихся лексикона, в котором преломляются и находят свое языковое выражение знания ребенка о мире.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Хотя первые предложения дошкольника все еще не обладают сложными грамматическими конструкциями. Это чаще всего простые и нераспространенные предложения, которые состоят из существительного и глагола, и даже просто содержат одно слово, описывающее целое событие. Немного позже в речи ребенка появляются предложения, которые содержат в себе определения и обстоятельства, помимо подлежащих и сказуемых. К использованию некоторых форм прямых падежей дети добавляют и косвенные падежи. Усложняя грамматику предложения, возникают придаточные грамматические конструкции с использованием союзов: когда, потому, если. Все это свидетельствует об усложнении мышления ребенка, что выражается в речи. Развитие речи в старшей группе должно включать в себя и освоение диалогической речи.

Можно считать, что основы развития речи ребенка закладываются в дошкольный период. Именно это должно стать целью особого пристального внимания родителей. Проблемы с речью часто становятся помехой для будущего успешного обучения в школе. При поступлении в школу обычно большинство детей хорошо произносят полностью все звуки, но у некоторых детей шестилетнего и даже семилетнего возраста произношение остается несформированным. Не стоит дожидаться, пока ребенок справится с речевым недостатком естественным путем. Следует обратить на это специальное внимание. Правильность и четкость произношения слов ребенком важна для понимания его речи окружающими людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Тем более что неправильное произношение мешает ребенку правильно понимать речь других.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения, связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности.

Нет необходимости каждый раз читать и рассказывать детям что-то новое. Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил какую-то неточность. При этом ребенок учится проявлять высокую активность.

Развитию речи старших дошкольников способствуют рассказы детей из опыта. Обучение такому рассказыванию имеет большое значение. Дети учатся использовать свой опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связано, последовательно излагать свои мысли без зрительной опоры.

Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что, обо всём окружающем можно рассказать живо и интересно. Рассказывание из личного опыта вводится со средней группы, после знакомства с картиной или игрушкой. После рассматривания картины, воспитатель предлагает рассказать о кошке, которая живёт у них дома. Целесообразно составляют коллективные рассказы. Воспитатель знакомит с темой рассказа (что мы видели на экскурсии, намечает основную сюжетную линию: сначала расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного видели, закончим, что нам больше всего понравилось, запомнилось. Дети высказываются, воспитатель записывает. Это стимулирует детей к высказыванию. Затем предлагает нарисовать картинки.

Таким образом, систематическая совместная работа воспитанника, воспитателя и родителей способствует развитию связной речи, расширяет кругозор ребенка, вводит его в духовный мир и дает возможности для воспитания культурной, эмоционально устойчивой и высоконравственной личности.

Публикации по теме:

Отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны в ДОУ В этом учебном году мы провели месячник по гражданской обороне и подготовили отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны.

Проба пера по созданию портфолио Портфолио учителя английского языка Брагинской Екатерины Владимировны. Приступаю к работе над проблемой «Игровая направленность на уроках.

Автор публикации:
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 13:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальная открытка-детский мастер-класс
Уважаемые коллеги. предлагаю вашему вниманию детский мастер-класс по изготовлению пасхальной открытки. Данный МК предназначен для педагогов...
Художественное творчество детей «Март — весновей!»
Художественное творчество детей «Март – весновей! » Вот и первый весенний месяц - март, на исходе. Первый весенний месяц в народном календаре зовётся...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Пасхальная корзинка»
Творческие работы как средство для развития речи дошкольников. Дети с нарушениями звукопроизношения редко имеют хорошо развитую координацию движений...
Сказочный пруд
Всем доброго времени суток! За окном ранняя весна, еще зима, проказница, не желает уходить, а нам уже хочется лета! Появилось немного свободного времени и мы...
«Бабочка красавица» творческая работа в технике квиллинг
Работа с бумагой в технике квиллинг довольно свежее творчество. Я как педагог интересующийся разными видами рукоделия, в 2013 году разработала рабочую...