Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Хамида Бейдиева
Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. Основы этого развития закладываются именно в дошкольном возрасте. В непосредственно – образовательной деятельности по ФЦКМ у воспитанников расширяется кругозор о мире природы, обществе и человеке.

Тесная связь разделов «Окружающий мир» и «Развитие речи» особенно заметна в обучении и воспитании дошкольников с ОНР. «Ознакомление с окружающим миром» обогащает чувственный опыт ребёнка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений»

На занятиях по ФЦКМ, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Для детей с ОНР выделяется особая задача в разделе «Окружающий мир»: расширение, активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем.

Сложно выделить основное направление по развитию речи в НОД по «Окружающему миру». Все эти направления взаимосвязаны: коррекция звукопроизношения невозможна без лексической работы, последняя, в свою очередь, лежит в основе формирования грамматического строя, который служит базой для развития связной речи. Однако анализ работы позволяет прийти к выводу, что особую значимость здесь имеет всё – таки словарная работа на основе сенсорного восприятия.

Формирование словаря

Осуществляя словарную работу во время непосредственно – образовательной деятельности по разделу ФЦКМ, педагоги расширяют и уточняют знания детей об окружающем. Обогащают речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражняют детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, медицинский халат, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогают детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Главной задачей остается фиксация в слове основных свойств предметов и явлений окружающей действительности.

Словарная работа в рамках НОД по «Окружающему миру» проводится поэтапно:

Непосредственное знакомство с предметом или явлением

• Понимание его словесного обозначения с опорой на образец (речь педагога)

• Организация речевой практики в процессе разных видов детской деятельности.

Связная речь

На занятиях по ФЦКМ у воспитанников совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью педагога составляют план рассказа и придерживаются его.

Грамматический строй речи

Описывая или рассказывая о каком – то предмете или явлении, педагоги упражняют детей в согласовании слов в предложении.

У воспитанников совершенствуется умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Формировать элементарное представление о предложении.

Упражняются в правильном построении сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что если, если бы и т. д.).

В качестве примера речевого развития детей в НОД по «Окружающему миру» можно рассмотреть формирование представлений о цвете у дошкольников. Одной из задач такого занятия является научить различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, а потом самостоятельно определять цвет любого предмета, что является важным и для других тем: овощи, фрукты, растения и т. д. Таким же образом формируется представления о величине, форме предметов, о расположении их в пространстве. Однако следует отметить, что формируются эти представления не только для характерных признаков и свойств отдельных предметов, но и для создания целостного представления о них, как о части окружающего мира, где всё находится в причинно - следственных связях. В дальнейшем накопленный словарь послужит детям базой для развития связной речи: описания предметов и явлений действительности, выделения их существенных и несущественных признаков, установления связи между явлениями и событиями в окружающем мире.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Осень
  • Зима
Автор публикации:
Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 16:45
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект ОД «Пусть знает каждый гражданин пожарный номер -01»
Конспект ОД по ОБЖ "Пусть знает каждый гражданин важный номер -01" Цель : познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности , с первичными...
«А мы не объявляли конкурс!» (фото творческих семейных работ)
Действительно, мы не объявляли конкурса новогодних творческих работ. Но наши родители настолько привыкли к тому, что в группе всегда происходят какие — то...
Оформление участка детского сада снежными постройками «Волшебная зима»
Пребывание ребенка на свежем воздухе в любое время года имеет большое значение для гармоничного развития ребенка. В декабре 2016 года и в январе 2017 года...
Конспект занятия «Путешествие в сказку» для детей второй младшей группы
Цель: закрепить знания детей о героях сказок, формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слышать и понимать заданный вопрос. Задачи: развивать...
«А у нас во дворе сказки дружно живут» — фотоотчет.
«Много сказок есть на свете. Очень сказки любят дети. Каждый хочет в них побывать И, конечно, поиграть! » Моей внучке очень повезло тем, что у них в...