Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Хамида Бейдиева
Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. Основы этого развития закладываются именно в дошкольном возрасте. В непосредственно – образовательной деятельности по ФЦКМ у воспитанников расширяется кругозор о мире природы, обществе и человеке.

Тесная связь разделов «Окружающий мир» и «Развитие речи» особенно заметна в обучении и воспитании дошкольников с ОНР. «Ознакомление с окружающим миром» обогащает чувственный опыт ребёнка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений»

На занятиях по ФЦКМ, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Для детей с ОНР выделяется особая задача в разделе «Окружающий мир»: расширение, активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем.

Сложно выделить основное направление по развитию речи в НОД по «Окружающему миру». Все эти направления взаимосвязаны: коррекция звукопроизношения невозможна без лексической работы, последняя, в свою очередь, лежит в основе формирования грамматического строя, который служит базой для развития связной речи. Однако анализ работы позволяет прийти к выводу, что особую значимость здесь имеет всё – таки словарная работа на основе сенсорного восприятия.

Формирование словаря

Осуществляя словарную работу во время непосредственно – образовательной деятельности по разделу ФЦКМ, педагоги расширяют и уточняют знания детей об окружающем. Обогащают речь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудия труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражняют детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, медицинский халат, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогают детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Главной задачей остается фиксация в слове основных свойств предметов и явлений окружающей действительности.

Словарная работа в рамках НОД по «Окружающему миру» проводится поэтапно:

Непосредственное знакомство с предметом или явлением

• Понимание его словесного обозначения с опорой на образец (речь педагога)

• Организация речевой практики в процессе разных видов детской деятельности.

Связная речь

На занятиях по ФЦКМ у воспитанников совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью педагога составляют план рассказа и придерживаются его.

Грамматический строй речи

Описывая или рассказывая о каком – то предмете или явлении, педагоги упражняют детей в согласовании слов в предложении.

У воспитанников совершенствуется умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Формировать элементарное представление о предложении.

Упражняются в правильном построении сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что если, если бы и т. д.).

В качестве примера речевого развития детей в НОД по «Окружающему миру» можно рассмотреть формирование представлений о цвете у дошкольников. Одной из задач такого занятия является научить различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, а потом самостоятельно определять цвет любого предмета, что является важным и для других тем: овощи, фрукты, растения и т. д. Таким же образом формируется представления о величине, форме предметов, о расположении их в пространстве. Однако следует отметить, что формируются эти представления не только для характерных признаков и свойств отдельных предметов, но и для создания целостного представления о них, как о части окружающего мира, где всё находится в причинно - следственных связях. В дальнейшем накопленный словарь послужит детям базой для развития связной речи: описания предметов и явлений действительности, выделения их существенных и несущественных признаков, установления связи между явлениями и событиями в окружающем мире.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Сюжетные картинки
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Развитие речи в процессе непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 16:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...