Развитие ритмического слуха и тврческих способностей в процессе музицирования у старших дошкольников

Нина Николина
Развитие ритмического слуха и тврческих способностей в процессе музицирования у старших дошкольников

Развитие ритмического слуха и тврческих способностей в процессе музицирования у старших дошкольников

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка в детском саду является одним из средств воспитания и помогает осуществлять всестороннее развитие детей.

Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения е ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

Такой «педагогикой» и стало для меня «элементарное музицирование» - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом. Система Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение. движение, игра на музыкальных инструментах) посредством детского элементарного музицирования.

Меня она привлекла еще и тем, что на занятиях элементарным музицированием в комплексе решаются проблемы систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения.

Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации и межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Система музыкального воспитания в детском саду предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия художественными, музыкальными произведениями, обучению пению и движению — музыкальным играм и пляскам.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Прекрасным средством не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми является игра на детских музыкальных инструментах. Эта деятельность сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает детям преодолеть неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности — чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре. При совместной игре в оркестре формируется чувство коллективизма, которое опирается на личную ответственность каждого за общее дело, способствует всестороннему развитию. В процессе игры на музыкальных инструментах у детей развивается художественный вкус, они приобщаются к инструментальной музыке и обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Развитие чувства ритма, метроритма является определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития в целом. Таким образом, выбранную тему считаю актуальной.

Анализируя результаты своей работы, был сделан вывод, что при достаточно высоких основных показателях музыкальной подготовленности детей 5, 6-ти лет во всех видах музыкальной деятельности, развитие ритмического слуха и творческих способностей детей игры на детских музыкальных инструментах составляет лишь 25%.

Мои педагогические наблюдения привели к пониманию необходимости коррекции собственной педагогической деятельности, поиску методов и приемов, способных наиболее эффективно решить проблемы развития чувства ритма и музыкально-творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

Перед собой я поставила следующую цель - определить эффективные условия развития ритмического слуха в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.

Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу работы по этой теме, выяснила, что практических разработок очень мало. Поэтому составила план-программу по этой теме. Чтобы добиться лучших результатов, определила работу по трем направлениям:

• работа с воспитателями;

• работа с родителями;

• работа с детьми.

С воспитателями я провела консультации об актуальности этой темы, практические занятия; подобрала репертуар для музицирования и развития творчества детей вне занятий.

Проведенные консультации и практикумы для педагогов помогли создать музыкально - театрализованные центры в группах, обогащенные музыкально-дидактическими играми, инструментами, костюмами, атрибутами.

Проведенные индивидуальные беседы и консультации помогли родителям активно включиться к участию в праздниках и развлечениях. Они играли роли, готовили костюмы, как для себя, так и для своих детей. Многие дети начали посещать детскую школу искусств, различные студии города.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Последний из перечисленных видов деятельности требует более длительного времени для индивидуальной работы, которого недостаточно на музыкальном занятии. Поэтому я организовала кружок дополнительного образования «Колокольчик», разработала рабочую программу «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Знакомство с музыкальными инструментами и освоение навыков игры на них начинаю с первой младшей группы. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты, появляется желание действовать с ними самостоятельно.

В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах е детьми старшего дошкольного возраста я ставлю новые более сложные задачи:

• Познакомить детей с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов.

• Осваивать навыки игры на детских музыкальных инструментах входящих в состав шумового оркестра (металлофон, ксилофон, треугольник, лотки, трещотки, бубен и т. п.)

• Расширять музыкальный кругозор.

• Воспитания и развитие метрического чувства, гармонического, мелодического, тембрового слуха, музыкальной памяти.

• Воспитывать чувство коллективизма, формировать у детей стремление в совместном, коллективном музицировании.

Основные методы: музицирование, импровизация, танцевальные композиции («музыкальный театр»). В основе всех этих методов лежит синтез слова, звука, жеста.

Музицирование как метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки (продуцировать — производить, создавать) и, вне зависимости от его способностей и умений, проявить собственную активность. Метод элементарного музицирования позволяет начать с начала истока, который заложен в самой природе ребенка. Началом, истоком является ритм.

Импровизация рассматривается как исходная точка. Для импровизации используются слова, цепочки слов, фразы, служащие моделями ритмических фигур, и упражнения сними. Материалом для импровизации являются простые формы фольклора.

Музыкальный театр можно назвать танцевальным театром, т. к. он является синтезом инструментального музицирования, пения, жеста, музыки и танца. Результат использования данного метода — танцевальные композиции. Создание этих композиций не самоцель, а условие, в котором ребенок общается с музыкой.

Методы — музицирование, импровизации, музыкальный театр направлены на продуцирование, т. е. па производство и создание музыки как конкретного продукта музыкальной деятельности.

Приемы - это речевые упражнения, «игра в эхо», «попевка зова», мелодизация заданных ритмов, «ритмические дополнения», «мелодические дополнения».

Основные виды деятельности:

• Материал познавательной направленности;

Ритмические речевые игры и упражнения;

• Координационно-подвижные игры и упражнения;

• Игра в ансамбле, оркестре;

• Творческие упражнения, импровизации;

Занятия по обучению детей игре па детских музыкальных инструментах направлены не только на приобретение детьми умений и навыков, а и на познавательное развитие

Материал познавательной направленности.

Освоение знаний музыкальной грамоты.

Среди педагогов-музыкантов, работающих с дошкольниками, не существует единого подхода к разучиванию музыкальных произведений. Одни ориентируются на цветовые, цифровые, буквенные или слоговые обозначения звуков. Другие используют нотную грамоту, что весьма затруднительно для детей дошкольного возраста. Обучение проходит в интересной, увлекательной и игровой форме.

«Музыкальный букварь» Ветлугиной «подсказал» идею записи нот условными знаками. Немного изменив его, на своё усмотрение, изготовила картинки – «весёлые нотки», в названиях которых заложены названия музыкальных звуков.

ДО – домик в лесу,

РЕ - редис вот, на грядке,

МИ – мишка косолапый,

ФА – фасоль, её едят,

СОЛЬ – а это просто соль,

ЛЯ – лягушка-квакушка,

СИ – синичка на ветке.

ДО – эти нотки повтори.

С помощью таких картинок дети выкладывают на нотном стане мелодическую линию несложной попевки. А с помощью карточек разной длины (длинный и короткий звук) дети отмечают её ритмический. Также изготовила музыкально-дидактическое пособие «Выложи звукоряд» - разрезные картинки с расположением нот на нотном стане, «Подвижные нотки» со схематичным изображением длинных и коротких звуков при помощи больших и маленьких пуговиц. Дети, у которых лучше развито звуковысотное и ритмическое чувство, без труда могут выложить на нём ритм и мелодию любой попевки.

Также, чтобы дети быстрее запомнили название нот разучивали песни про ноты «До,ре, ми» муз. А. Островского, «Веселые нотки» А. Кудряшова.

Познакомились, где «живут нотки» - нотный стан, с музыкальными ключами (скрипичный, басовый) и что они обозначают. Узнали, что такое пауза, штиль, далее – длительности. Для закрепления длительностей использовала музыкально-дидактическую игру «Угадай длительности».Также приготовила пособие «Паровоз», «Гусеница», карточки с изображением длительностей и пауз разных ритмических рисунков. Дети, глядя на карточку самостоятельно научились проигрывать на ударных музыкальных инструментах заданный ритмический рисунок.

Знакомство с музыкальными инструментами и историей их возникновения.

На первых занятиях познакомила детей, когда появились первые музыкальные инструменты, из чего они были изготовлены, как звучали и т. п.

В этом мне большую помощь оказала «Музыкальная энциклопедия», где собран материал о разных музыкальных инструментах, представлена история возникновения, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, фонограммы их звучания.

Дети узнали, к какой группе они относятся (клавишные, духовые, ударные, струнные).

Музыкально- дидактическая игре «Чей кружок быстрее соберется» помогла каждому ребенку быстро определить к какой группе относится музыкальный инструмент, изображенный на его карточке.

Знакомство с видами оркестров.

Что такое «оркестр» дети узнали еще в младшей группе, играя в шумовом оркестре. В средней группе дала понятие «дирижер», «оркестр русских народных инструментов» и «симфонический». В старшей и подготовительной группе более подробно познакомились с музыкальными инструментами, входящих в их состав, определили место расположения в оркестре (схема). Яркие иллюстрации помогли представить детям, как выглядит симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов на сцене. А чтобы определить разницу и научиться определять, какой играет оркестр, слушали разные музыкальные произведения в их исполнении (русские народные мелодии, классические произведения). В игре «Угадай, какой оркестр?» дети по фрагменту звучания фонограммы определяли звучание соответствующего оркестр.

Экскурсии.

С целью знакомства е музыкальными инструментами разных народов и стран посетили музей народных музыкальных инструментов. В интересной, увлекательной, интересной форме экскурсовод-музыкант рассказал, показал, что представляют из себя собранные экземпляры музея. Дети познакомились и сами с такими музыкальными инструментами, как дождевая палка, украинская волынка тубо чуколо, бубен шамана, тибетская поющая чаша и другими, также сами поиграли на них.

В нашем городе нет театра, но мы с детьми часто бываем на театрализованных представления приезжих артистов и музыкантов, где также наблюдали за выступлением оркестра.

Посещение детской школы искусств оставило у детей яркие впечатления. Посмотрели, на каких музыкальных инструментах можно научиться играть в нашей городской школе искусств – это фортепиано, баян, аккордеон, флейта, саксафон, труба и др. Побывали на детском концерте. Начинающие музыканты играли на разных музыкальных инструментах народные, классические произведения. Выступали ансамбль баянистов, духовой оркестр, ансамбль ложкарей…

Ритмические речевые игры и упражнения.

Для проведения такой работы использовала стихи, считалки, прибаутки — тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания.

Использовала следующие виды работы:

1. Знакомство с основными ритмическимя рисунками в размере 2/4, 3/4, 4/4;

2. Ритмичсский аккомпанемент остинато (избранная ритмоформула. повторяется на протяжении всего упражнения или его раздела, постепенно усложняясь или удлиняясь);

3. Ритмическое «эхо» (повторение ритмов, предлагаемых педагогом или одним из детей)

4. Знакомство с шумовыми инструментами и приемами игры на них.

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей.

Ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей, которую предлагает система элементарного музицирования австрийского педагога К. Орфа. В качестве «собственных» музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев, шлепки по коленям (правому, левому, одновременно, притопы, удары по полу (всей ступней, пяткой, носком, щелчки пальцами и ударные шумовые инструменты.

Все упражнения с детьми я использую следующим образом:

- Хором,

- Соло,

- Чередуя хор и соло,

- С различной динамикой (силой звука,

- С изменяющейся динамикой:

1) ступенчатая динамика без постепенных переходов (внезапно громко и внезапно тихо);

2) динамика с постепенным переходом постепенно усиливая звучность –крещендо, или затихая – диминуэндо).

- В различной тесситуре и различном регистре голоса (нормальный голос, фальцет, низкий голос, шепот, носовой голос и т. д.).

- В изменяющихся темпах:

1) смена темпа без постепенного перехода;

2) с постепенным переходом (ускорение, замедление).

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант.

Так же применяю музыкальные пальчиковые игры и игры с деревянными палочками.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических опенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Коордионационно-подвижные игры и упражнения.

Это ритмизованная речь с движениями. Они оказывают влияние на характер восприятия образов в музыку.

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Условно их можно разделить на следующие группы:

- коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;

- игры команды;

- массажные;

- тонизирующие;

- пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

В процессе работы обращаю внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений.

Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз и т. д. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные способности, произносим текст подговорки и соответственно выполнять движения в разном темпе. Одни дети – в более сдержанном темпе, а другие – в подвижном. Впоследствии мы с детьми стремимся исполнять все в едином темпе.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение.

В исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна передача ребенком образа, сколько согласованность метроритма текста с движениями.

выразительности поз.

Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения.

Игра в ансамбле, оркестре.

Этот раздел работы предполагает совместное музипирование детей с использовавием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано, инструментального сопровождения. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем участники делятся на партии. Педагог должен подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. В оркестре можно исполнить:

Ритмический шумовой аккомпанемент к песне, пьесе, исполняемой на фортепиано, в инструментальном сопровождении;

• Аккомпанемент на ксилофонах, металлофонах к песне, пьесе с использованием остинато и более развернутых партий.

Музицирование осуществляется в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой. В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты.

В работе используются различные их группы:

• ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, коробочки, палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

• ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино);

• язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники);

• струнные (арфы, гусли);

• духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы);

• духовые многозвуковые (флейты, кларнеты, саксофоны, триолы, свирели);

• электромузыкальные инструменты (синтезаторы, «Пиле»).

Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т. п.)

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними

Некоторые наиболее сложные, развернутые партии можно предлагаю детям для повторения в свободное время в группе, привлекая воспитателя; дома под контролем родителей, но основной формой работы остается непосредственная работа на занятии кружка, направленная на активное запоминание.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Музыкальный материал подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы (Шостакович, Гайдн, Чайковский и др.) Активно вовлекается в музицирование фольклорный материал. Все музыкальные фрагменты обсуждаются с детьми, т. к они должны понимать характер музыки, объяснять почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика (дети могут исходя из характера музыки предложить свою собственную оркестровку).

Творческие упражнения, импровизация

Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие детей в музицировании.

Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием пьес и песен. Важно, чтобы эта деятельность носила творческий характер. Стараюсь, чтобы шумовой оркестр был игрой в оркестр, где есть место для фантазии, творчества, поэтому даю задание на развитие творческих способностей.

Выделяю следующие виды творческих упражнений, которые должны тесно переплетаться с основными заданиями:

• Импровизация ритмического аккомпанимента к пьесе, песне.

• Импровизация в заданном звукоряде (первоначально 2-З звукоряд).

• Импровизация мелодии на заданный ритм (первоначально — в ограниченным звукоряде).

• Тембровая импровизация, выбор инструментов для оркестровой партитуры).

На музыкальных занятиях и на занятиях кружка придумываем различные простые ритмы, обыгрывая игрушки (поёт медведь и скачет зайка, кукла ходит и бегает, часы большие и маленькие). Предлагаю творческие задания: передать с помощью музыкального инструмента, как гремит гром, как поют мама-птичка и птенчик, как кукует кукушка, как дождик начинается, идёт, заканчивается. Эти задания помогают ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента.

Игры «Заинька», «Гроза», «Сравни звуки», «Отзовись, кого зовут», «Кукушка» и другие побуждают ребёнка к творческому поиску и самостоятельности, будят в нём желание фантазировать и воображать. Предлагаю творческие задания, в основном связанные с импровизацией ритмического рисунка: сочинить марш и сыграть его на бубне, коробочке, барабане, придумать музыкальный рассказ «Кто живёт в лесу?», т. е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя. Игра «Эхо» - один ребёнок передаёт любой ритм, другой должен его повторить. Дети сами придумывают аранжировку музыки к песням, соответствующую её характеру, подбирая подходящие инструменты.

Обучая детей игре на орфовских инструментах, в частности на хроматических металлофонах и ксилофонах, позволяем себе выйти за рамки привычного для детского сада репертуара, основанного на народных попевках и детских песенках. Осваивая такие инструменты, приобретая исполнительские навыки, дети с первых шагов знакомства с ними получают возможность играть произведения классической музыки.

Проведение каждого занятия требует от музыкального руководителя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения способности увлечь детей и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели. Большую роль играет при этом планирование учебного процесса в целом.

Занятия проводятся в музыкальном зале. Музыкальный руководитель готовится к занятию заранее. Продумывает содержание, готовит необходимые пособия, музыкальные инструменты, иллюстрации картины, музыкально-дидактические игры, подбирает музыкальное сопровождение. И для родителей и для педагогов характерно общее стремление — создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

Систематическое применение музыкальных игрушек, ярких красочных пособий и музыкальных инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Работа с детьми показала, что обучаться игре на музыкальных инструментах могут все ребята. Для этого не требуется особых особенностей, каких-то определенных музыкальных данных. В результате обучения дети научились:

• Различать терминологию музыкальной грамоты.

• Название музыкальных инструментов, различать к какой группе они относятся (клавишные, ударные, струнные, духовые).

• Различать виды оркестров (симфонический, оркестр русских народных инструментов, духовой, шумовой) и музыкальные инструменты их составляющие.

• Самостоятельно придумывать ритмические рисунки, выкладывать их, проигрывать на музыкальных инструментах графически.

• Владеть навыками игры на разных детских музыкальных инструментах.

• Играть в ансамбле, оркестре, придерживаясь общего темпа, динамики, одновременно начинать и заканчивать игру, передовая настроение, выраженное в музыке, внимательно слушать и исполнять музыкальные фразы, отличать смену частей и характер произведения.

Проблема развития музыкально-творческих способностей одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии программы «Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» содействует развитию музыкального слуха, метроритмического, звуковысотного, ладогармонического, тембрового, динамического, их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы музыкального воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологийСохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИОдна из целей моей работы является: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих.

Автор публикации:
Развитие ритмического слуха и тврческих способностей в процессе музицирования у старших дошкольников
Опубликовано: 12 июля 2013 в 07:48
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...