МААМ-картинки

Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов

Мохова Татьяна Викторовна
Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов

Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов

Актуальность:Актуальность и значимость этой темы очевидны. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой, педагогический коллектив ориентируется на сотрудничество и партнёрство с родителями и ближайшими социальными институтами.

Публикация «Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов» размещена в разделах

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Многие родители и другие члены семьи активно включаются в проводимую систематически образовательную работу с детьми.

В педагогической практике наблюдается ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется парциальностью, чёткими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьёй.

В современных условиях необходимо использовать поддерживающее, развивающее и продуктивное взаимодействие с родителями. Эти типы взаимодействия помогут решить актуальные проблемы воспитания и обучения детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в педагогический процесс как равноправных и равноответственных партнёров.

Обозначим ключевые проблемы современной семьи:

- сокращение времени общения и совместной деятельности;

- кризис семейного образа жизни;

- исчезновение трёхпоколенных семей;

- минимизация родственно – родительских связей;

- отсутствие уверенности в своих воспитательных умениях, в своих силах и возможностях.

Таким образом, анкетирование родителей и наблюдения за детьми показали, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию исследовательской деятельности у детей (нет времени, незнание и неумение).

Существуют разные формы активизации родителей. Вся работа в нашем ДОУ строится в форме реализации плана совместной деятельности воспитателей и родителей.

Метод проектов – один из видов деятельности, который используется в воспитательно – образовательном процессе нашего детского сада. На мой взгляд – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

Поэтому целью своей работы я поставила следующую:

Цель:создание условий для обеспечения систематической и последовательной работы в процессе реализации педагогических проектов для совершенствования качества работы по исследовательской деятельности при тесном взаимодействии с родителями.

Реализовать эту цель возможно при решении ряда задач.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес и потребность к активной исследовательской деятельности в условиях тесного сотрудничества со взрослыми.

2. Систематизировать работу по развитию родительской активности в процессе реализации педагогических проектов.

3. Расширить предметно – развивающую среду в группе.

4. Повысить уровень компетентности родителей по этой проблеме.

Для успешной реализации поставленных задач за основу взяла модель взаимодействия: воспитатель – дети – родители.

Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:

-способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Н. А. Виноградова);

-педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты (Л. Л. Тимофеева).

Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве.

Основные этапы метода проектов :

1. Целеполагание: помощь педагога ребёнку в выборе наиболее актуальной для него задачи на определённое время.

2. Разработка проекта : составление плана деятельности по достижению цели.

3. Выполнение проекта : практическая часть.

4. Подведение итогов: определение задач для новых проектов.

Проекты в ДОУ можно классифицировать по следующим признакам:

-по составу участников;

-по срокам реализации;

-по тематике.

По составу участников проекты различают индивидуальные, фронтальные и групповые.

По срокам реализации проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В зависимости от доминирующей в проекте деятельности существуют разные виды проектов.

1. Исследовательские проекты. Дети проводят опыты, исследования, после чего результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок, к оформлению которых привлекаются родители. Проекты «Измерительные приборы», «Виды тканей», «Математические истории», «Моя родословная».

Например, в проекте «Моя родословная был достигнут следующий результат: дети больше узнали о семье и своих родственниках, правильно называли родственные отношения, наблюдалась заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества с детским садом.

2. Творческие проекты. После реализации проекта проводится оформление результата в виде детского праздника, к которому родители готовят атрибуты и костюмы для детей, сами становятся участниками праздника. Проекты «В гостях у Мойдодыра», «В стране дорожных знаков», «Красота спасёт мир».

3. Игровые проекты. Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята и родители входят в образ персонажей сказки, по – своему решая поставленные проблемы и задачи. Проекты «Сказка про Колобка», «История загадок».

4. Информационные проекты. Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы. Материалы используются для оформления группы, отдельных уголков. Проекты «Музыкальные инструменты», «Тайны планет», «Все профессии важны».

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности дошкольников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью было проведено родительское собрание «Метод проектов – это интересно», на котором объясняли родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывали об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Особый интерес у детей и родителей был вызван консультациями «Детская лаборатория», «Экспериментирование в домашних условиях», «Маленькие исследователи». Родители и дети были активными участниками тематической фотовыставки «Опыты дома».

Уголок экспериментирования в группе оснащён плакатами под общим названием «Лаборатория», к созданию которых творчески отнеслись многие семьи.

В ходе реализации проектов родителями изготовлены дидактические пособия и игры, детские костюмы и маски, макет улицы, на которой находится детский сад, дорожные знаки, модели транспорта, книжки – загадки, альбомы «Виды тканей», «Музыкальные инструменты», «Измерительные приборы», «Планеты», «Профессии» и многое другое.

Повторное анкетирование родителей показало, что значимость развития родительской активности в процессе реализации педагогических проектов очевидна.

Ожидаемый результат.

1. Сформированность у детей интереса и потребности к активной исследовательской деятельности в условиях тесного сотрудничества со взрослыми.

2. Систематизация работы по развитию родительской активности в процессе реализации педагогических проектов.

3. Расширение предметно – развивающей среды в группе.

4. Повышение уровня компетентности родителей по этой проблеме.

Перечень используемой литературы.

1. Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании» / Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2012г.

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» / Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2008г.

3. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец «Проекты в работе с семьёй» - Москва, 2012г.

4. Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» - Москва, 2005г.

5. Социально – педагогическое партнёрство дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методические рекомендации для педагогов ДОУ. Авт. - сост. З. Л. Венкова. – Кудымкар, 2013г.

Публикации по теме:

Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования Список ключевых слов: ФГОС; социально – педагогическое партнерство; инновационные активные формы работы с семьей. Аннотация: В данной статье.

Программа взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня родитель – это социальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие родительской активности в процессе реализации педагогических проектов
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 19:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД