Развитие ручного праксиса у детей дошкольного возраста

Рыжикова Людмила Алексеевна
Развитие ручного праксиса у детей дошкольного возраста

«Рука – это вышедший

наружу мозг человека».

И. Кант.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев».

В. А. Сухомлинский.

Введение.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. (Рисунок 1).Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.

Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми. 1

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают исток творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Анализ показателей силы кисти правой руки школьников показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых за здоровье детей. Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти, происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание

(особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающееся на функциональном состоянии организма. 2

Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.

Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны.

Поэтому необходима постоянная смена деятельности в процессе всей жизни дошкольника и школьника, которая диктуется возрастными особенностями ребенка.

Поэтому систематически применяются физкультминутки, в которых сочетаются движения с речью. Речь как бы рифмуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие.

В результате дети быстро овладевают правильным произношением звуков. Опыт работы показывает, что ручной труд, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, различные графические упражнения, несомненно, помогают развитию мелкой моторики руки, а следовательно развитию речи и мышления. 3

Рис. 1. Отделы поверхностей тела в проекционных зонах мозговой коры. Слева — корковая проекция чувствительности, справа — корковая проекция двигательной системы

4

I. ПАЛЬЦЕВАЯ МОТОРИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Развитие функций руки и речи в ходе развития человека шло параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенка. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два, три. Дети, которым удаются повторять изолированное движение пальцев, хорошо говорят. И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только в мест, или наоборот, вялые, ватные, не делают отдельных движений. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаются. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, 5

но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движения пальцев рук как бы подготавливают почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с ее дном).

Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия «книга» и не будет считать книгами те, которые еще не показывали. Напротив, если ребенку не только показывать, но и давать трогать книги, он очень скоро вырабатывает обобщенное понятие, и любая книга для него затем будет «книга».

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев: массаж- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения- брать каждый пальчик ребенка по 6

отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так 2-3 минуты ежедневно.

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Последние исследования физиологов показали, что в течение всего периода активной изобразительной деятельности, начиная со стадии каракулей до 9-10 лет, процесс рисования преимущественно связан с активностью речевых отделов мозга и рисунок отражает тот уровень общения, который доступен ребенку в мышлении. Зрительные отделы мозга также активизируются, но несколько меньше. Рисуют все дети. Исключения крайне редки. Сначала - бессмысленные штрихи и линии Потом забавные человечки, домики, кораблики, космические ракеты, папу, маму. Словом, все то, что привлекает ребенка, удивляет, нравится. Забота, внимание, умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью способствуют развитию способностей любого ребенка до очень высокого уровня.

7

1. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПИСЬМУ.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно – двигательного образа каждого графического элемента (буквы, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам. При этом возраст 6-7 лет является сенситивным периодом для развития кисти руки. 8

Работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Так как начало развитию мышления ребенка дает рука и начинается этот процесс в дошкольном возрасте.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции:

-органов движения;

-органов познания;

-аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает, какой- либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его

температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о

свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства

предметов: вес, особенности поверхности, формы

и т. д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет

или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли)учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. 9

Большим, указательным, средним пальцем дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, круглые предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию- осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.

Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.

Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость- шероховатость, но и сорт материала, на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

10

II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Одним из показателей полноценного развития ребенка, как было

сказано раньше, является развитие мелкой моторики. Учеными

доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы в центральную нервную систему и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медленны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.

В связи с этим мной ведется работа в группе по развитию мелкой моторики.

Работа в группе ведетсятся в следующих направлениях.

1. Подбор материала – это изучение литературы по проблеме, мной была подготовлена картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется, ведется подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом. 11

2. Диагностика. Проведение диагностики мелкой моторики по методике Н. О. Озерецкого.

Диагностика проводилась с целью:

- определение уровня развития мелкой моторики каждого

ребенка на момент обследования;

- проведение анализа диагностики по возрастным группам;

- подготовка индивидуальных и групповых рекомендаций

по развитию мелкой моторики.

Из проведенных исследований я получила следующие данные.

Дети трехлетнего возраста на начало учебного года имеют следующие результаты развития мелкой моторики: 37% имеют средний уровень; 63% - низкий уровень. Детей с высоким уровнем развития мелкой моторики не выявлено.

К концу учебного года выявлена положительная динамика развития мелкой моторики, уменьшилось число детей с низким уровнем (50%);

так же увеличилось число детей со средним уровнем развития мелкой моторики (40%); появились дети с высоким уровнем (10%).

Дети 3,5 лет имеют следующие результаты: от начала к концу учебного года число детей с низким уровнем мелкой моторики уменьшилось на

15% (с 45 до 30%); число детей со средним уровнем увеличилось на 10% (с 40 до 50%); и число детей имеющих высокий уровень увеличилось на

5% (с 15 до 20%). 12

Из полученных данных следует, что дети младшего дошкольного

возраста имеют наиболее низкие показатели развития мелкой моторики.

Эти исследования подтвердили зависимость между пальцевой моторикой и развитием речи. Действительно, чем выше уровень развития руки, тем лучше ребенок говорит, он умеет логически рассуждать.

Этот фактор указывает на необходимость проведения последовательной и систематической работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников с раннего возраста.

-Следующим направлением моей работы является использование всех материалов, результатов диагностики на практике.

Из результатов диагностики мной были выделены группы по возрасту и по уровню развития моторики. В течении всего года велась работа с опорой на эти данные.

Учебный год мы занимались по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

Так как развитие руки идет именно в продуктивной деятельности, меня эта программа заинтересовала тем, что в ней внимание уделяет не только художественно- творческому развитию детей, но и развитию ребенка в общем.

На многих занятиях решаются задачи:

-синхронизирование работы обеих рук; координирование работы глаз и рук (формирование зрительного контроля за движением своих рук);

-развитие зрительного восприятия, глазомера; 13

-развитие чувства ритма, мелкой моторики, кисти руки.

Для выполнения некоторых работ ребятам приходится осваивать технику обрывной аппликации; технику художественного печатания; рисовать не только кисточкой, карандашами, но и ватными палочками, пальчиками, учиться рвать, мять, резать бумагу; раскатывать пластилин, разной силой надавливать на него и так далее. Эта программа позволяет ребенку приобрести значительный «багаж» знаний и умений, который послужит хорошим фундаментом для воспитания всесторонне- развитой личности.

Для индивидуальных занятий с детьми используются прописи для малышей (рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. гербовой и Т. С. Комаровой).

Эта работа очень нравится детям, каждая страничка – это новое задание, где нужно помочь гномикам нарисовать узоры, или дорисовать кроны на деревьях, нарисовать для Буренки побольше зеленой травы… а вместе с игрой ребенок упражняется в правильном держании карандаша, проводит прямые, косые, извилистые линии, то есть развивает, тренирует свою руку.

Вне занятий я использую пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Я их использую ежедневно, так как

детям они очень нравятся. Игры эти, очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности.

14

1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких –либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы…

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Например, ребята достаточно быстро освоили понятия «право», «лево» играя в игру «Цветочки».

Дети сидят в ряд перед воспитателем, ладошки сжаты в кулачки.

Воспитатель говорит: «Цветочки проснулись».

Дети разжимают ладошки.

Воспитатель говорит: «Цветочек уснул на правой руке» (показ проводится в зеркальном отображении, затем прошу детей назвать на какой руке уснул цветочек. Идет постоянное повторение на какой руке проснулся, на какой уснул. В первые дни дети путали, но в процессе постоянной игры (тренировки, дети усвоили эти понятия.

В ходе «пальчиковых игр» дети повторяют движения воспитателя, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,

умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

15

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую – ни будь одну «пальчиковую игру», он старается придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

«Пальчиковые игры» помогают мне в решении многих задач. Например, они позволяют быстро организовать внимание детей; их можно использовать как в работе со всей группой,так и индивидуально; они интересны детям разных возрастов, а также полезны всем.

Мной ведется картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется.

16

2. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Детям я предлагаю задания, связанные со штриховкой. При их выполнении особое внимание уделяется на соблюдение правил штриховки:

-не выходить за контуры фигуры;

- соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, так как дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но эта работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам.

Для штриховки мы используем простой и и цветные карандаши, фломастеры. Можно штриховать книжки-раскраски.

Для развития точности и уверенности движения руки я использую игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

Игра «От дома к дому».

Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже карандашом. Проводя линии, дети сопровождают действия словами: «От домика к домику».

В этой игре идет закрепление знаний цвета, формы, дети учатся выделять из множества часть (два одинаковых домика, дети продумывают направление и выполняя само задание проговаривают свои действия. 17

Игра «Кто быстрее – кто равнее?»

Эта игра отрабатывает точность и координацию графических движений. Она может проводиться как соревнование двух групп детей. У каждой команды доска, на которой рисуется мелом 2 вертикальные линии, соединенные вверху горизонтальной.

Задача детей- сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.

Игра «Парашютисты». В верхней части доски рисуются несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу- небольшой круг (место их приземления).

Задача: точными линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

Игра «По дорожке к дому». Взрослый рисует «дорожку», у одного конца которой стоит машина, у другого дом. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом. Ширина дорожки подбирается так, чтобы задача была достаточно трудной, но доступна ребенку.

«Самолет и облако».

Ребенку предлагается сделать одно облако «таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое «светлым», чтобы самолет был через него немного виден.

При длительной работе карандашом пальцы кистей рук устают, ребята утомляются и мы проводим специальную гимнастику. Эти упражнения не только служат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличивают их подвижность и силу. 18

Гимнастика для утомленных пальцев.

Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4-5 раз.

С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

Выпрямить пальцы, большой отвести в сторону и проделать им круговые движения в разные стороны.

Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы все другие оставались собранными в кулак.

Упражнения выполняют сидя, поставив локти на стол. Можно каждый раз придумывать сюжет, чтобы детям было интересно это делать. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями.

Упражнения для отдыха.

Локти на столе. Движение кистей рук в стороны.

Повороты кистями рук.

«Игра на пианино»: поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола, начиная с мизинца.

Пальцы обеих рук соединяются в замок. Ритмичное поднимание и опускание пальцев.

Кисти рук имитируют движения крыльев птиц.

Сгибание и разгибание пальцев, держащих карандаш,

раз – сгибаем, два – разгибаем.

19

3. РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ.

Для того, чтобы развивать силу пальцев и навыки управления мелкими движениями, которые станут необходимым условием успешного обучения ребенка письму, я использую дополнительные специальные упражнения:

- разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Основная задача - сделать обрывки как можно мельче. (Бумага для разрывания должна храниться отдельно от любой другой, детям постоянно проговаривается, что рвать можно только эту бумагу).

К старшему дошкольному возрасту, ребенок без труда застегивает, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Для развития кисти руки игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем уверенней и координированнее становятся движения их пальцев. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и и определенным образом, 20

соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Таким образом выполняя это задание дети закрепляют умение складывать лист пополам, учатся быть внимательными, развивают глазомер, внимание, повторяя заданный узор, воображение, развивают руки, усидчивость, интерес к данной работе.

Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделай бусы», дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея.

Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств необходимых при обучении письму.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» предлагает знакомить с ножницами как художественным инструментом детей, начиная с 2-3 летнего возраста.

Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация,

Вырезывание ножницами фигурок из открыток, и просто резание бумаги на маленькие кусочки. Из вырезанных фигурок дети составляют композиции-аппликации. 21

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, то, что дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы, чувствуют веру в свои силы и возможности.

22

4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУКИ РЕБЕНКА.

Материалы для развития мелкой моторики, которые я использую.

Дидактические игры и материалы:

- объемные и плоские пазлы;

- деревянные игрушки (собрать пирамидку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик)

-мозаика по возрастающей сложности, находится в одном ящичке, детям необходимо выбрать нужный размер детали.

-пособие по застегиванию пуговиц, различной величины, завязыванию узелков;

-конструкторы;

- пластический материал (пластилин);

- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень.

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия

(узнавание предметов на ощупь…

Бытовые материалы:

-шестигранные карандаши. Они используются массажа.

-веревки, для завязывания и развязывания узелков.

-прищепки;

-липучки;

- использование ластика для печати;

- упражнение по нанизыванию разноцветных крупных бусин на шнурки;

-наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

-цветные клубочки ниток для перематывания… 23

Природный материал:

- горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни, песок…

(для пальчикового сухого бассейна).

Всё это способствует не только развитию мелкой моторике, но и вырабатывает усидчивость, наблюдательность, развивает чувство прекрасного, художественный вкус…

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Основной задачей семьи и образовательного учреждения наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Рост и развитие ребенка обусловлены динамическим взаимодействием внешних и внутренних факторов. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы.

Педагогическая коррекция моторики и сложнорефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма. Физическое и психическое состояние человека сказывается и на функции кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т. п. Кор-рекционная работа должна быть направлена как на изменение конкрет-ного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной дея-тельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для 25

правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одеж-де, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования, способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями детских садов и учителями начальных школ. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

26

Содержание.

Введение …. 1

I. Пальцевая моторика и развитие речи …5

1. Подготовка детей к письму…. …. 8

II. Система работы по развитию мелкой моторики…. 11

1. Пальчиковые игры…. 15

2. Развитие графических умений….…. 17

3. Развитие ручной умелости….…20

4. Материалы для развития руки ребенка….…. 23

III. Заключение…. ….…. 25

Литература….27

Приложение…28

Литература.

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание 1990г. №8.

2. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик». Пальчиковые игры.

Издательский дом «Карапуз».2003г.

3. Потапова Е. Н. Радость познания. М. 1990г.

4. Гаврилина С. Е. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: «Академия развития». 2000г.

5. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1996г.

6. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно.

Дошкольное воспитание 2005г. №11.

7. Киселева В. Развитие тонкой моторики.

Дошкольное воспитание 2006г. №1.

8. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.

Дошкольное воспитание 2005г. №3.

9. Потапова Е. Н. Радость познания. М. 1990г.

10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. Дошкольное воспитание 2005г. №1.

11. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание 1989г. №10

27

Карта сенсорного развития для детей 3,5 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) начало года.

Равновесие.

Координация.

Моторика руки.

Двигательные

автоматизмы.

Рисунок квадрата.

Стоять на одной ноге в течение

2 с. Ловить и бросать мяч. Разворачивать конфету. Делать короткие прыжки на одной ноге. Нарисовать квадрат.

Антоненко К.

Богатко Т.

Королева А.

Поляков А.

- высокий уровень;

- средний;

- низкий.

Карта сенсорного развития для детей 3 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) конец года.

Имена

детей.

Равновесие.

Координация

движений

Скоординиро-

ваность действий

Ориентация в пространстве

Моторика пальцев.

Рисунок человека.

Дотянуться до

предмета,

встав на цыпочки. Коснуться

пальцем руки кончика носа. Хлопать в ладоши и притопывать

одновременно. Пройти в определенную точку пространства. Взять кубик

большим и указательным

пальцами. Рисунок человека по инструкции.

Сорокоумова В.

Махновец В.

Фадеев В.

Кутровская Д.

Кузнецов А.

-высокий уровень;

-средний;

-низкий.

Карта сенсорного развития для детей 3 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) начало года.

Имена

детей.

Равновесие.

Координация

движений

Скоординиро-

ваность действий

Ориентация в пространстве

Моторика пальцев.

Рисунок человека.

Дотянуться до

предмета,

встав на цыпочки. Коснуться

пальцем руки кончика носа. Хлопать в ладоши и притопывать

одновременно. Пройти в определенную точку пространства. Взять кубик

большим и указательным

пальцами. Рисунок человека по инструкции.

Сорокоумова В.

Махновец В.

Фадеев В.

Кутровская Д.

Кузнецов А.

-высокий уровень;

-средний;

-низкий.

Карта сенсорного развития для детей 3,5 лет.

(тест Н. О. Озерецкого) конец года.

Равновесие.

Координация.

Моторика руки.

Двигательные

автоматизмы.

Рисунок квадрата.

Стоять на одной ноге в течение

2 с. Ловить и бросать мяч. Разворачивать конфету. Делать короткие прыжки на одной ноге. Нарисовать квадрат.

Антоненко К.

Богатко Т.

Королева А.

Поляков А.

- высокий уровень;

- средний;

- низкий.

Публикации по теме:

Детские поделки в технике «Изонить»Детские поделки в технике «Изонить» Просматривая на сайте материалы коллег об использовании нетрадиционной техники в художественном творчестве детей дошкольного возраста, меня.

Кружок «Волшебные пальчики»Кружок «Волшебные пальчики» Занятия в кружке способствуют формированию добрых чувств к близким. Дают возможность выразить эти чувства, ведь можно сделать подарок своими.

Автор публикации:
Развитие ручного праксиса у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 20:55
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...