Получи документы

Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре

Ирина Зырянова - Серебрякова
Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. Сухомлинский.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Публикация «Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах

Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. В совместной со взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх. Игра самых маленьких детей так и называется сюжетно – отобразительная, в ней отображаются хорошо знакомые сюжеты, взятые из жизни.

В сюжетно – отобразительной игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. В реальной жизни мы постоянно слышим от малышей: «Я сам!», в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.

Как дети могут проявлять самостоятельность в игре? Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.

Как развивать самостоятельность у детей в игре?

В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.

Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх со взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.

В сюжетно – отобразительной игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Но все же малыши постепенно начинают проявлять интерес к играм сверстников, наблюдают за ними. Такой интерес нужно всячески поддерживать, что в последствии приводит к проявлению желания играть совместно с другими детьми.

Также большую роль играет рациональное размещение игрового материала. Его нужно располагать так, чтобы играющие дети, с одной стороны, не мешали друг другу, но при этом имели возможность наблюдать за играми сверстников, то есть играли рядом. Поскольку на этапе сюжетно-отобразительной игры дети еще не принимают роли, при оформлении игровых уголков не нужны ролевые атрибуты.

Сюжетно-отобразительная игра присуща только детям до 3 лет. Огромным достижением, свидетельствующим о завершении этапа сюжетно – отобразительной игры, является принятие детьми на себя ролей взрослых.

Переход к сюжетно – ролевой игре происходит в тот момент, когда ребенок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на этапе сюжетно – отобразительной игры, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть.

Как же развивать самостоятельность на этом этапе?

Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками.

К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно – ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.

В развитой сюжетно – ролевой игре дети обязательно вступают во взаимодействие. Детям сложно вступать во взаимодействие со сверстниками, но к старшему дошкольному возрасту, при условии правильного руководства игрой, они овладевают этим явлением.

В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью. Дети сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Приобретенный опыт взаимодействия позволяет им самостоятельно договариваться о продолжении игры. Тем не менее, самостоятельность в игре может быть развита не у всех детей, поэтому перед воспитателем ставятся следующие задачи руководства:

- Продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации.

- Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре.

- Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре.

Итак, на протяжении дошкольного возраста игра в развитии проходит три последовательных этапа: сюжетно – отобразительную, начальный этап сюжетно – ролевой и развитую сюжетно – ролевую игру.

Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность и творчество.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Уровень самостоятельности

3 – 5лет

- замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;

- выбирают роли;

- ставят взаимосвязанные игровые задачи;

- решают, с кем играть;

- сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;

- ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;

- учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач;

- самостоятельно включают в игру предметы – заместители;

- младшие дошкольники играют рядом;

- дети среднего дошкольного возраста взаимодействуют в игре со сверстниками;

- дети среднего дошкольного возраста ставят игровую задачу сверстникам и принимают их от сверстников;

- взаимодействие со сверстниками кратковременное;

5 – 7лет

- самостоятельно выбирают тематику игр, определяют замысел;

- отображают в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми;

- ставят игровые задачи сверстникам, определяют предметные и ролевые способы их решения;

- принимают игровые задачи от сверстников или тактично от них отказываются, договариваются по поводу ролевого взаимодействия;

- поддерживают длительное взаимодействие в игре;

- меняют роли в процессе игры;

- ведут ролевой диалог;

- ролевые высказывания возникают по инициативе ребенка или сверстника;

- взаимодействие со сверстниками бывает кратковременным и длительным;

Публикации по теме:

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке)Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фотоотчет о выставке) 29 января в нашем саду прошёл конкурс атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Большую помощь в оснащении оказали родители, которые творчески.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Путешествие в зоопарк» (младшая группа, 3–4 года)Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Путешествие в зоопарк» (младшая группа, 3–4 года) Сюжетно - ролевая игра Тема: «Путешествие в зоопарк» (Мл. группа 3-4 года) Фотоотчёт так игра начиналась. В группу внесли коробку- Что.

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре» Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих.

Этапы подготовки детей к самостоятельной сюжетно-ролевой игре «Салон красоты» для детей среднего возраста ИГРА- основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра это своеобразный,.

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы. С позиции этих условий был.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров» Конспект сюжетно-ролевой игры для старшего дошкольного возраста. Название: «Город – мастеров». Цель: Помочь создать игровую обстановку,.

Проект сюжетно-ролевой игры «Город мастеров» Актуальность. Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает.

Руководство к сюжетно-ролевой игре «Семейное путешествие на самолете» I. Задачи руководства: 1. - расширение представлений дошкольников о работе аэропорта (зоны обслуживания: сдача багажа, таможенный контроль,.

Семинар-практикум «Развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников в сюжетно-ролевой игре» «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у младших дошкольников посредством игровой деятельности» 1. Игра – самая любимая и.

Технологическая карта к сюжетно-ролевой игре «Мы — журналисты» Цели и задачи: Расширять представления детей о труде журналистов; Развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом, играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре
Опубликовано: 30 июля 2015 в 20:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД