Лучший педагог года

Развитие самостоятельности старших дошкольников в процессе организованной деятельности

Лариса Ерушова
Развитие самостоятельности старших дошкольников в процессе организованной деятельности

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- проявляют способность к волевым усилиям;

- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

- проявляют способность к принятию собственных решений.

Публикация «Развитие самостоятельности старших дошкольников в процессе организованной деятельности» размещена в разделах

ФГОС указывают, что поддержка детской инициативы и самостоятельности является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

А это значит, что на этапе дошкольного детства мы должны сформировать не просто будущего школьника, а социально активную, самостоятельную личность.

Самостоятельность – это качество, необходимое человеку в жизни, и воспитывать его необходимо с раннего детства.

Цель моей педагогической работы – воспитать детей целеустремлёнными, активными, самостоятельными. Зажечь в них искорку уверенности в себе, готовности к школьной жизни.

Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми.

Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, выбору альтернатив.

В процессе организованной деятельности, п

роводимой педагогом-психологом, деятельность каждого ребенка осуществляется совместно с другими детьми при партнерских способах взаимодействия, которые направлены на обучение их средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь способствуют решению данной проблемы (фото 1)

Так, в процессе выполнения задания в парах «Рукавички», дети учатся самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, подбирать средства для выполнения задания, преодолевать возможные разногласия в совместной деятельности для достижения необходимого результата.

В таких играх у детей появляется ответственность за свою работу, они проявляют инициативу, начинают работать совместно, распределяя между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы товарищ мог их успешно продолжить. Выполняя совместное задание, ребята оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность.

Игра в парах «Поссорились-помирились» способствует активному взаимодействию со сверстниками, эмоциональной отзывчивости, выразительности. В этой игре мы развиваем стремление к дружной самостоятельной деятельности, воспитываем привычку к использованию нравственно-приемлемых способов взаимодействия, активно внедряем элементы взаимообучения и взаимопомощи.

Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая предполагает развитие умения и желания вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели. Для этого мы включаем в организованную деятельность игру «Через болото», где ребята не только тренируются в овладении основными движениями, учатся контролировать свои движения и управлять ими, но и оказывают необходимую взаимопомощь друг другу, учатся сопереживанию.

Показателями самостоятельности старших дошкольников выступают : стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослого, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И все эти задачи успешно решаются в процессе выполнения творческих заданий в подгруппах по 3-4 ребёнка (фото 2)

Использование таких заданий как «Научи своего друга тому, что умеешь сам», выполнение работы по коллективному замыслу его участников, самостоятельная организация деятельности по предложенному педагогом заданию – все это способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка взрослого, а также активно поддерживаемое педагогом стремление старших дошкольников стать самостоятельными.

Проявление инициативы – это первый компонент в развитии самостоятельности. Поэтому в процессе организованной деятельности мы стараемся активно побуждать детей к проявлению инициативы, обучая их самостоятельному планированию предстоящей работы, развиваем умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

Важную роль в развитии самостоятельности играет обучение детей элементарному самоконтролю, который осваивается детьми постепенно.

Необходимое условие развития самостоятельности ребёнка – это вовремя помочь ребенку, научить его при необходимости обратиться за помощью. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится такой компонент самостоятельности как целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно (фото 3)

В начале проведения занятий были дети, которые чувствовали себя неуверенно, зажато, с трудом выражали свои мысли, некоторые испытывали страх и неуверенность при общении. Этих ребят мы старались поставить в пару с более активными и самостоятельными, учили их рассказывать о своей деятельности не только перед своими товарищами, но и перед взрослыми. В течение года дети научились действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без обращения за помощью взрослого. Самостоятельность и способности у таких детей появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности (фото 4)

Сегодня процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т. е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.

Актуальность темы в настоящее время очевидна, поскольку формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста – это одна из острых проблем современности.

Главная наша задача на сегодняшний день – научить детей быть самостоятельными, уверенными в себе, готовыми к школьному обучению, адаптированными к условиям жизни в современном обществе.

Используемая литература

1. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. / Н. Букина / Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12 – с. 28-33.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей – Российский гос. пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.

3. Гуськова Т. В., Что такое самостоятельный ребёнок. // Д. в. -1988.-№11.-с. 60-64.

4. Гуськова Т. В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? // Д. в. -№8.-с. 65-69.

5. Исаенко Т. В. Игры для сплочения детского коллектива «Методические рекомендации для педагогов детского сада» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 9. – ART 131635. – 0,3 п. л. – URL :

https://www.kids.covenok.ru/issue/131635.htm. –

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

/Утвержден Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 г.

7. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д. в. 2002.-№8.-с. 28-29.

Публикации по теме:

Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский.

Консультация «Развитие коммуникативных навыков в процессе трудовой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта» В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения.

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы» Проект: Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе изготовления русской тряпичной куклы. В рамках вариативной части.

Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников» ПРОЕКТ Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников в познавательной.

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогов становится формирование коммуникативных умений у дошкольников. Проблема.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд. Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны. 2 слайд. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме:.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской.

Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности Обследование навыков и умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводимое в начале учебного года, выявляет.

Развитие эмоций дошкольников в процессе театрально-игровой деятельностиРазвитие эмоций дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность. Мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися,.

Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии. Проблемы сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии не теряют своей актуальности – это отмечали и отмечают в своих работах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности старших дошкольников в процессе организованной деятельности
Опубликовано: 26 марта 2016 в 17:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД