Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори

Марина Валентиновна Караваева
Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори

Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, и направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического (двигательного) и других видов ощущений и восприятий.

У дошкольников обогащение чувственного опыта происходит путем совершенствования работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

В этом возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов – шкалы величин, цветового спектра, системы геометрических форм и т. д. Это сложный и длительный процесс, т. к. необходимо иметь четкие представления о выделенных свойствах предметов в самых различных ситуациях. Именно поэтому очень большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного развития дошкольников занимали одно из центральных мест.

Одним из видных представителей дошкольной педагогики Марией Монтессори была разработана система упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Ценность этих упражнений в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Наша группа работает с использованием элементов системы М. Монтессори, поэтому мы широко используем большинство материала в своей работе. Примеры работы с некоторыми материалами представлены далее.

Материалы для определения размеров

В результате работы с этой серией материалов ребенок научается различению размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.

Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори

Материалы для определения цвета

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными и смешанными цветами, с их оттенками по светлоте.

Материал для развития тактильных ощущений

В результате работы с материалами этой серии ребенок развивает свои способности к тактильным ощущениям, научается различать и сравнивать наощупь поверхности различной шершавости, происходит развитие тонкой моторики, подготовка пальцев и кисти к письму.

Материал для развития слуха

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к слуховым ощущениям, учится различать и сравнивать слуховые стимулы различной громкости.

Материалы для определения веса

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению веса, научается сравнивать предметы различного веса, узнает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.

Материалы для развития тепловых ощущений

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению различных температур, узнает понятия горячий, холодный, теплый, прохладный, а так же их сравнительную и превосходную степень.

Материал для развития вкуса

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению вкуса, узнает названия основных вкусовых ощущений.

Материалы для развития обоняния

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению запахов, узнает названия пахучих веществ.

Материалы для развития стереогностических ощущений

В результате работы с материалами этой серии ребенок узнает основные объемные фигуры, соответствующие понятия, может узнать и называть куб, шар и т. п. в окружающих предметах и их частях.

Материал для узнавания форм и фигур

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать их в окружающих предметах.

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому любая информация, поступающая к ребенку через органы чувств, воспринимается быстрее и усваивается лучше. Занятия с данным материалом проходят в свободной форме, что позволяет детям избежать переутомления и не потерять интереса к упражнениям.

Используемая литература:

1. Воспитание сенсорной культурой ребенка. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер М., “Просвещение”, 1988.

2. “Сенсорное воспитание в детском саду” Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой, М., “Просвещение”, 1981 г.

3. Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори Борисова О. В., Залеская А. А., Пермякова Л. В., Смирнова Н. Н., Снежинск,1995г

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/612805/ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста дидактической игрой» Верещагина Т. Ю.

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sensornoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Кузьмина Ю. А.

Публикации по теме:

«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста.«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста. Сенсорное воспитание целенаправленное совершенствование. развитие у детей сенсорных процессов ощущений, восприятия, представлений, учить.

Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет.Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет. Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по сенсорике. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 23:06
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...