Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори

Марина Валентиновна Караваева
Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори

Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, которые имеют первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, и направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического (двигательного) и других видов ощущений и восприятий.

У дошкольников обогащение чувственного опыта происходит путем совершенствования работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

В этом возрасте происходит усвоение детьми сенсорных эталонов – шкалы величин, цветового спектра, системы геометрических форм и т. д. Это сложный и длительный процесс, т. к. необходимо иметь четкие представления о выделенных свойствах предметов в самых различных ситуациях. Именно поэтому очень большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного развития дошкольников занимали одно из центральных мест.

Одним из видных представителей дошкольной педагогики Марией Монтессори была разработана система упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Ценность этих упражнений в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Наша группа работает с использованием элементов системы М. Монтессори, поэтому мы широко используем большинство материала в своей работе. Примеры работы с некоторыми материалами представлены далее.

Материалы для определения размеров

В результате работы с этой серией материалов ребенок научается различению размеров в трех направлениях, умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; знает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.

Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори

Материалы для определения цвета

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с основными и смешанными цветами, с их оттенками по светлоте.

Материал для развития тактильных ощущений

В результате работы с материалами этой серии ребенок развивает свои способности к тактильным ощущениям, научается различать и сравнивать наощупь поверхности различной шершавости, происходит развитие тонкой моторики, подготовка пальцев и кисти к письму.

Материал для развития слуха

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к слуховым ощущениям, учится различать и сравнивать слуховые стимулы различной громкости.

Материалы для определения веса

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению веса, научается сравнивать предметы различного веса, узнает соответствующие понятия, в том числе в сравнительной и превосходной степени.

Материалы для развития тепловых ощущений

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению различных температур, узнает понятия горячий, холодный, теплый, прохладный, а так же их сравнительную и превосходную степень.

Материал для развития вкуса

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению вкуса, узнает названия основных вкусовых ощущений.

Материалы для развития обоняния

В результате работы с материалами этой серии ребенок тренирует свою способность к различению запахов, узнает названия пахучих веществ.

Материалы для развития стереогностических ощущений

В результате работы с материалами этой серии ребенок узнает основные объемные фигуры, соответствующие понятия, может узнать и называть куб, шар и т. п. в окружающих предметах и их частях.

Материал для узнавания форм и фигур

В результате работы с материалами этой серии ребенок знакомится с геометрическими фигурами, узнает их названия, учится узнавать их в окружающих предметах.

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, именно поэтому любая информация, поступающая к ребенку через органы чувств, воспринимается быстрее и усваивается лучше. Занятия с данным материалом проходят в свободной форме, что позволяет детям избежать переутомления и не потерять интереса к упражнениям.

Используемая литература:

1. Воспитание сенсорной культурой ребенка. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер М., “Просвещение”, 1988.

2. “Сенсорное воспитание в детском саду” Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой, М., “Просвещение”, 1981 г.

3. Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори Борисова О. В., Залеская А. А., Пермякова Л. В., Смирнова Н. Н., Снежинск,1995г

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/612805/ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста дидактической игрой» Верещагина Т. Ю.

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/sensornoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Кузьмина Ю. А.

Публикации по теме:

«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста.«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста. Сенсорное воспитание целенаправленное совершенствование. развитие у детей сенсорных процессов ощущений, восприятия, представлений, учить.

Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет.Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет. Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по сенсорике. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Овощи
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей дошкольников с использованием материала М. Монтессори
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 23:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Сказка о лесном художнике» игра-размышление по мотивам рассказа Г. Ветровой
Задачи организации художественно-эстетического развития: • Знакомство с творчеством русского художника И. И. Шишкина; • Развивать способность видеть красоту...
Изучаем алфавит. Азбука на камнях
К изучению алфавита можно приступать в любом возрасте. Оптимальный возраст для знакомства с буквами и алфавитом – это 4-5 лет. В этот период у ребенка...
Сценарий «Выпускной в детском саду с Фрекен Бок»
В этом году у нас в детском саду очень остро стояла проблема с теми воспитателями, которые могли бы исполнять роли на праздниках, в том числе и на выпускном...
Мастер класс по изготовлению наглядного счетного материала из бросового материала
Добрый день, дорогие коллеги! Вот такие морковки я сделала для своих деток Начну с того, что одна из моих мамочек работает на мебельном производстве и...
Оформление лестничных пролетов детского сада
В соответствии с ФГОС ДО в нашем Учреждении уделяется большое внимание РППС всего пространства ДОУ. Даже лестничные пролеты не оставлены без внимания. К...